РОССИЯНЕ СТАЛИ ЕСТЬ ТАБЛЕТКИ ГОРСТЯМИ

08.01.2006 22:57

Рынок медикаментов в России растет как на дрожжах

По данным исследования, опубликованного маркетинговым центром "Фармэксперт", в текущем году медикаментов продано на 4,5 млрд рублей, что на 30% больше, чем в прошлом году. Такие показатели не снились ни одному западному фармацевтическому рынку. И причина вовсе не в том, что у россиян резко ухудшилось здоровье. Похоже, что этому во многом способствовало расширение списка и объема "бесплатных" лекарств, получаемых льготниками. Бесплатного много не бывает.

По итогам первых 9 месяцев текущего года объем розничного рынка лекарств в России составил $4,5 млрд. Это на $981 млн больше, чем за тот же период 2004 года. Такие данные представил на днях центр маркетинговых исследований "Фармэксперт". Немногим отличаются цифры, полученные другими "счетчиками" фармрынка - компаниями DSM Group и "Ремедиум". Все они сходятся во мнении, что прирост рынка за 2005 год в денежном эквиваленте составил 28-35%. Почва для рывка была подготовлена: последние три года рынок лекарств стабильно рос. Например, в 2004 году было продано лекарств на 13% больше, чем в 2003-м. Но теперь налицо не просто подъем, а рост в геометрической прогрессии. Надо сказать, что такие показатели не снились ни одному западному фармацевтическому рынку. И подобная демонстрация огромного потенциала емкости российского рынка в первую очередь должна раззадорить западных производителей лекарств. Для них открываются немыслимые перспективы с учетом того, что сегодня продукция иностранных компаний составляет 76% отечественного фармрынка в денежном выражении. "Иностранцы сбились с ног, скупая производственные мощности и размещая заказы на российских заводах", - говорит Александр Кузин, гендиректор исследовательского агентства DSM Group.

Но почему именно в этом году мы с вами купили лекарств практически на треть больше, чем в прошлом? По словам исследователей рынка, причиной "ускорения" продаж в первую очередь стало значительное расширение льготного сегмента. Напомним, что с началом действия (1 января 2005 года) программы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) и со значительным увеличением перечня льготных лекарств наши граждане, имеющие право на льготы, буквально стали "есть таблетки горстями". Во всяком случае, такой вывод напрашивается из данных статистики. За первые 9 месяцев 2004 года в стране медикаментов по ДЛО было распределено всего на $318 млн, в то время как за тот же период 2005 года - на $909 млн. И дело здесь не только в любви народа ко всему бесплатному, как считают некоторые игроки рынка. Просто льготников у нас 14,5 млн человек, то есть право на ДЛО имеет фактически 20% населения страны. И многие нуждающиеся до появления расширенного списка льготных лекарств не могли себе позволить приобрести необходимые таблетки или инъекции по рыночным ценам. "В то время как наш гражданин тратил на лекарства в среднем $30 в год, средний американец тратил $300. Вряд ли американцы больнее нас в 10 раз. Просто они покупают столько, сколько им нужно", - говорит вице-президент Российской медицинской ассоциации Геннадий Кривошеев. Потенциальная глубина российского рынка - $35-70 млрд. А раз так, то нынешний прирост рынка - это только начало. Интересно, что упомянутые $30 в год усредненный россиянин тратил в 2001 году. Сейчас - уже $54. Но повышение расходов на медикаменты связано не только с увеличением льготного сегмента. Люди стали больше тратить собственных средств в аптеках. Во-первых, цены постоянно растут. Сейчас на $50 можно приобрести примерно столько же медикаментов, сколько на $30 в 2001 году. "Цены подросли благодаря резкому уменьшению количества подделок, этому тоже косвенно способствовала программа ДЛО", - уверен Геннадий Ширшов, исполнительный директор Союза профессиональных фарморганизаций. Во-вторых, рекламы лекарств стало значительно больше. Люди больше знают о возможностях современных лекарственных средств и массово "прописывают" себе лекарства самостоятельно. С помощью ярких витрин и большого ассортимента "парафармацевтических" товаров, то есть товаров, не имеющих прямого медицинского назначения (гели для душа, детское питание и пр.), значительно увеличили продажи и аптечные сети, имеющие в своих магазинах "полки свободного доступа".

rsnews.net

comments powered by HyperComments

Последние