РОССИЯ МОЖЕТ ЛИШИТЬСЯ ПОСЛЕДНЕГО РЫНКА ВООРУЖЕНИЙ

12.12.2005 22:03

В наших предыдущих материалах мы прогнозировали спад продаж российского оружия, неизбежный в 2005 году. Не так давно этот прогноз подтвердился на высоком официальном уровне. Первый заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Александр Денисов заявил о том, что объем поставок вооружения и военной техники (ВиВТ) в этом году будет на $700 млн меньше, чем в прошлом, и не превысит $5,1 миллиарда.

Причин такого спада много. Это, прежде всего, уменьшение доходов от поставок боевой авиатехники, экспорт которой снизился почти в два раза – с 60 до 30%, – а также отсутствие новых разработок ВиВТ. Очевидно, свою роль сыграла и непродуманная позиция наших военных экспортеров в осуществлении маркетинга оружейного рынка и выставочной деятельности. За примерами ходить далеко не надо. На прошедшем недавно в Дубае (ОАЭ) салоне один из высокопоставленных руководителей российской делегации на вопрос о том, почему здесь представлено так мало современной авиатехники отечественного производства, гордо ответил: "Нам не надо рекламировать наши истребители. О них и так все знают!".

Интеграция в мировой рынок во многом зависит от перспективных технологий практического маркетинга, основой которого как раз и является выставочная деятельность и участие в международных авиа- и оружейных салонах. Именно на выставках потенциальный покупатель может получить наиболее полную информацию об интересующей его технике и вооружении, причем не только научно-техническую, но и коммерческую. Анализ коммерческой информации позволяет почувствовать тенденции развития рынка оружия, выявить потенциальных заказчиков, производителей и разработчиков продукции, оценить успех конкурентов и причины собственных неудач.

Но это лишь одна сторона вопроса. Вторая заключается в том, что на выставках ВиВТ необходимо представлять гораздо шире так называемые "офсетные" программы, включающие в себя поставки боевых самолетов и вертолетов, гражданской авиатехники, бронетранспортеров и грузовиков, а также рекламу таких программ. Это подтвердил и дубайский салон. В нем приняли участие более 700 компаний из почти 50 стран мира. На салоне было представлено более 100 летательных аппаратов, в том числе 40 административных самолетов различных типов. Звездой мероприятия стал аэробус А380 разработки европейского консорциума Airbus.

Несмотря на то, что дубайский салон всегда считался выставкой ВиВТ, на этот раз основные успехи были достигнуты как раз в гражданской сфере. В плане подписания контрактов отличился американский Boeing, заключивший договор с национальной авиакомпанией ОАЭ – Emirates на сумму $9,7 миллиарда. Не отстал от основного конкурента и Airbus. Европейские авиапроизводители заключили соглашение с кувейтской лизинговой компанией Alafco на поставку 12 самолетов A350 на сумму $2,9 миллиарда.

Что касается военной авиатехники, тот же Boeing представил в Дубае 18 самолетов и вертолетов: бомбардировщик В-1В, военно-транспортные самолеты С-17 и С-130, штурмовик А-10, истребители F-15C, F-15E, F-16, F/F-18, ударный вертолет AH-64A, военно-транспортный вертолет CH-47D.

Россия же выставила "живьем" только одну модификацию истребителя МиГ-29 – МиГ-29 СМТ, самолет поколения 4+, разработанный на РСК "МиГ". Хотя он и летал, однако никаких конкретных договоров о поставках его куда-нибудь подписано не было. А ведь авиарынок Ближнего Востока считается перспективным у всех производителей не только гражданских, но и военных самолетов.

ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) представило проект самолета RRJ – Russian Regional Jet. На салоне даже был подписан контракт на поставку этого "бумажного" самолета с никому не известной арабской компанией "Конкорд". Правда, многие российские эксперты предполагают, что это был лишь очередной пиар-ход руководителей ГСС, до сих пор не имеющих достаточного количества заказов на RRJ.

В отличие от "бумажной" техники, особый интерес участников выставки вызвало семейство беспилотных летательных аппаратов российской корпорации "Иркут", среди которых выделялся авиационный комплекс дистанционного зондирования "Иркут-850", который может применяться для борьбы с террористами. Установленная на его борту аппаратура способна обнаружить на земле любой опасный объект и передать его координаты наземным группам оперативного реагирования.

Больше ничем порадовать посетителей салона российская экспозиция не смогла, хотя, судя по всему, регион Ближнего Востока остался последним зарубежным бастионом, где Россия еще как-то может конкурировать с Западом в области поставок ВиВТ и защищать интересы своего оружейного бизнеса.

comments powered by HyperComments

Последние