ЛЮБИМЫЙ ТАНК ГИТЛЕРА СТОИМОСТЬЮ В ДЕСЯТКИ МИЛЛИОНОВ ДОЛЛАРОВ РЖАВЕЕТ НА САРАТОВСКОЙ СВАЛКЕ

27.09.2005 19:40

Раритетными образцами военной техники советского периода всегда активно интересовались за рубежом, и не секрет, что на территории России сохранились экземпляры боевой техники, стоимость которых практически не поддается анализу. Именно к таким бесценным артефактам времен Второй мировой и относится танк, из-за которого в свое время разгорелся настоящий боевой конфликт между двумя главами российских регионов: по некоторым данным, именно этот "Тигр" был любимой игрушкой Адольфа Гитлера

Шумиха вокруг теперь уже изрядно проржавевшего гитлеровского "монстра" началась после того, как бывший саратовский губернатор Дмитрий Аяцков наотрез отказался возвращать танк в Истринский музей боевой техники, где он одолжил его весной 2001 года. Тяжба между Аяцковым и губернатором Подмосковья Борисом Громовым тянулась несколько лет. Вначале об этой тяжбе и предмете спора много писали, а затем постепенно забыли, а уникальный танк между тем влачил весьма жалкое существование.

Музейная жизнь данного "Тигра" началась в 1973 году, когда танк обнаружил в подмосковном болоте поисковик Юрий Никитин. На окраине заброшенного полигона в Нахабине, по стволы увязнув в тине, стояли пять американских "Шерманов", тяжелый "Тигр", полуразбитая "Пантера", а также несколько старых советских танков. Как выяснилось, "Тигр" привезли на полигон прямо с Ленинградского фронта, из-под деревни Синявино. Никитин сразу понял, что наткнулся на клад: немецкий супертанк в то время был только в одном музее - в Кубинке, и считалось, что другие "Тигры" просто не уцелели.

Однако еще до начала работ по извлечению находок из болота руководство полигона распорядилось взорвать боевые машины, а разодранную броню сдать на металлолом. В результате сохранились только три танка - "Тигр" и два "Шермана". После этого будущий директор подмосковного бронетанкового музея Игорь Усаневич организовал студентов города Истры, которые вырыли в замерзшем болоте вокруг уцелевших танков траншеи, замостили бревенчатые настилы, вытянули машины из топи, погрузили на платформы и отправили в Снегири. В последующие 30 лет попыток установить фронтовую биографию музейного "Тигра" не предпринималось, несмотря на то, что даже по косвенным признакам можно было ожидать сенсации, пишет газета.

Дело в том, что на ленинградском направлении немцы использовали "Тигры" лишь один день - 21 сентября 1942 года. Следовательно, найденный танк - один из тех шести "Тигров", что были подставлены под огонь советских войск в сентябре на дороге Мга - Синявино: их обстреляла первая батарея 1225-го гаубичного артиллерийского полка.

Это событие отражено в воспоминаниях рейхсминистра вооружений и боеприпасов Третьего рейха доктора Альберта Шпеера и генерала Гудериана. Согласно их воспоминаниям, на рассвете 21 сентября 1942 года шесть "Тигров" в сопровождении одного легкого танка Т-III двинулись от станции Мга по узкой дамбе, проложенной по болоту, и машины были лишены возможности маневрировать. Причем легкий танк пустили во главе колонны. В итоге не успели немцы приблизиться к позициям советских войск, как головной T-III был подбит и загорелся. "Тигры" пытались развернуться, при этом один сполз с насыпи и застрял. Затем один из снарядов, пущенный советским наводчиком, попал в замыкающий "Тигр" командира роты. Двигатель танка заглох, и его экипаж спешно покинул машину. После этого в течение считанных минут были подбиты и супертанки, попавшие в "капкан". Вытащить танки с поля боя из-под огня гаубиц было невозможно.

Как утверждает Шпеер, Гитлер лично следил за ходом боевого крещения новых танков и требовал ежечасно докладывать о ходе сражения. Узнав о позоре дебютантов, Гитлер пришел в ярость и потребовал, чтобы секретное оружие вермахта ни в коем случае не попало в руки противника. В результате четыре танка немцам удалось взорвать, но до этого два "Тигра" уже были отбуксированы в советский тыл при помощи тракторов. Один из них доставили на полигон в Нахабине, и именно эта машина сыграла важную роль в разгроме фашистов на Курской дуге. Советские конструкторы изучали его очень кропотливо, и в результате к лету 1943 года советскому командованию стали досконально известны боевые характеристики вражеских супертанков.

comments powered by HyperComments

Последние