МВФ СКАЗАЛ «ДА». ЧТО ТРАНШ ПРИШЕДШИЙ НАМ ГОТОВИТ?

12.03.2015 14:36

11 марта совет директоров Международного валютного фонда одобрил программу расширенного финансирования для Украины объемом $17,5 млрд. Первый транш составит 5 млрд., из которых 2,7 млрд. направят на поддержку бюджета Украины. По заверениям Премьер-министра Арсения Яценюка, деньги помогут стабилизировать валютный курс. Кроме того, он считает, что они дадут возможность украинской экономике расти уже с 2016 года. Ранее в законодательстве Украины произошли изменения. Ни первый, ни второй транш, а именно эти «законы для МВФ» изменят жизнь тысяч украинцев уже сегодня. Рассмотрим основные новшества.

1. Работающим пенсионерам временно сократили пенсии, а спецпенсии отменили

Главное новшество Закона №213-VIII «Про внесение изменений в некоторые законодательные акты Украины о пенсионном обеспечении» — сокращение пенсий на 15% работающим пенсионерам. Но при этом пенсия не может составлять менее 1423 грн. Эта норма будет действовать с 1 апреля этого года до 1 января 2016 года. Изменения не коснутся военных, инвалидов, участников АТО и членов семей погибших.

Спецпенсии с 1 июня не будут выплачивать тем, кто все еще работает на должностях, дающих право на их получение. Это: прокуроры, судьи, народные депутаты, госслужащие и приравненные к ним лица. Но и для неработающих максимальный размер спецпенсии не может превышать десять прожиточных минимумов для лиц, потерявших трудоспособность: 9490 грн.

К тому же снова повысят пенсионный возраст. Поэтапно вырастет льготный пенсионный возраст (на вредных и тяжелых работах) для женщин. Поэтапно на пять лет увеличат страховой стаж для лиц, имеющих право на льготную пенсию и для назначения пенсии по выслуге лет.

2. Тарифы вырастут

Национальная комиссия, осуществляющая госрегулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) в рамках выполнения Меморандума с Международным валютным фондом приняла решение о повышении с 1 апреля тарифов на все основные коммунальные услуги — электроэнергию, газ и тепло.

С 1 апреля 2015 года по 1 марта 2017 года потребителей электроэнергии разделят на три группы — в зависимости от объема потребления:

1) до 100 кВт/ч в месяц — 0,37 грн. за кВт/ч
2) от 100 кВт/ч до 600 кВт/ч в месяц — 0,63 грн. за кВт/ч
3) свыше 600 кВт/ч в месяц — 1,4 грн. за кВт/ч

С 1 марта 2017 года останется 2 группы потребителей:

1) с объемом потребления до 100 кВт/ч в месяц — 0,9 грн. за кВт/ч
2) с объемом потребления свыше 100 кВт/ч в месяц — 1,68 грн. за кВт/ч.

Для потребителей газа, которые используют в месяц до 200 кубометров, его стоимость будет составлять 3,6 грн./куб. м (сейчас 1,08 грн. за потребление до 2500 кубометров в год). Все, кто потребляет свыше 200 кубометров газа в месяц, заплатят 7,18 грн./куб. м (сейчас 1,78 грн. за потребление свыше 2500 кубометров в год). Такие цены будут действовать только в отопительный сезон — с 1 октября по 30 апреля и с учетом наличия счетчика.

А вот с 1 мая по 30 сентября все потребители независимо от объема потребления заплатят за газ 7,18 грн./куб. м. Такой же тариф (7,18 грн./куб. м) установлен для приготовления пищи и подогрева воды, который будет действовать круглогодично. Независимо от времени года будут платить за газ 7,18 грн./куб. м и те, у кого счетчики отсутствуют.
Средневзвешенный тариф на тепло для населения с 1 апреля вырастет на 71,8% (на 224,5 грн./1 Гкал) — до 537,2 грн./1 Гкал (без НДС). Конкретные тарифы утверждаются отдельно в каждом городе.

3. Госбюджет подправили

Макроэкономические показатели были максимально приближены к реальным. Изменились все ключевые цифры Бюджета-2015 — доходы, расходы, дефицит и максимальный размер госдолга. Согласно документу доходы госказны год от года должны вырасти сразу на 37%. Основные источники роста — девальвация гривны и двухзначная инфляция. Дополнительно увеличить доходы Кабмин рассчитывает за счет повышения рентной платы за добычу природного газа с глубин меньше 5000 метров — с 20% до 70%. Увеличившиеся доходы, как планируют, позволят без проблем обслуживать госдолг, выросший из-за девальвации гривны. Второе ключевое направление финансирования — адресные субсидии малоимущим гражданам на оплату услуг ЖКХ.

4. Субсидии упростили

Для того чтобы облегчить «тарифную ношу», процедуру назначения субсидии максимально упростили. Теперь для этого понадобится только два документа — заявление и декларация о доходах. Вводится принцип назначения субсидии на основании задекларированных данных заявителем. Проверять достоверность этих данных будут органы социальной защиты уже после назначения субсидии.

Кроме того, каждое домохозяйство вместе со счетом для оплаты энергоносителей в апреле и октябре 2015 года получит упрощенные формы заявления и декларации для обращения за назначением субсидии. Обеспечить изготовление бланков Заявления и Декларации и доставку их потребителям вместе со счетами должны предприятия, предоставляющие услуги по газоснабжению, электроснабжению и централизованному отоплению.

Предоставлять субсидию будут на 12 месяцев, а не на отопительный период, как раньше. Теперь субсидия на новый период будет предоставляться автоматически, если ничего не изменилось. Право на оформление субсидий предоставят даже лицам, которые арендуют жилье и по договору платят за коммуналку.

5. Лицензий стало меньше

Еще одно ключевое требование МВФ — уменьшение количества всевозможных разрешений и лицензий. Из 57 лицензий в новой редакции Закона «О лицензировании некоторых видов экономической деятельности» осталось всего 23.

116506Владимир Косюга, председатель ассоциации «Днепровский банковский союз»:

МВФ — не манна небесная

— К институции Международного валютного фонда у нас отношение, как к некой манне небесной. Вынужден вас разочаровать. Никто ничего даром нам давать не собирается. МВФ — это не банк и не кредитное учреждение. Это объединение стран-участников, которые вносят туда 25% капитала иностранной валюты и до 75% капитала собственной валюты.
Кредитование происходит не в долларах или евро, или другой валюте. Приходят так называемые sdr, которые можно конвертировать в любую валюту, в которой есть потребность. МВФ создавался, чтобы ликвидировать дисбалансы в платежной системе той или иной страны, которая является членам Фонда. Украина — действующий член МВФ. Мы ежегодно платим туда свой взнос. Если гривна станет свободно конвертируемой валютой или кому-то понадобится огромное количество гривен, то из нашего взноса в 75% они смогут конвертировать sdr в гривну.

Еще одна особенность МВФ — краткие и среднесрочные периоды кредитования. Чаще всего — три, в редких случаях — четыре года. Для инвестиционного бизнеса это крайне мало. За это время сложно выйти на самоокупаемость — предприятию или стране. Кредиты МВФ недаром называются стабилизационными. Основной принцип МВФ — это стимулирование платежеспособного спроса той или иной страны. МВФ не дает денег на покрытие дефицита бюджета и на выплату пенсий, стипендий и прочего.

Деньги будут направлены на две вещи. Первое — это пополнение валютных резервов и стабилизация национальной валюты в неких прогнозируемых рамках. Второе — возврат ранее взятых Украиной долгов. Нужно отдать должное: этот кредит предоставляется на более лояльных условиях, чем все ранее взятые.

Проанализировав деятельность МВФ за последние 30 лет, придем к скорбным выводам: последствия таких инициатив, как получение кредита МВФ, для стран-получателей в большинстве случаев были инструментом снижения качества жизни.

Михаил Крапивко, член совета «Лиги аудиторов Украины»:Потеряем пенсионеров, получим инфляцию

116510— На жизни рядовых граждан выделение кредита МВФ не скажется. Сказывается процесс стремления к этому кредиту. Так мы и получили ряд законов, в частности, Бюджетный кодекс и нашумевший закон о работающих пенсионерах.
Сегодня мы уже видим, как массово уходят с госслужбы все, кто получает пенсии. А это те люди, которые знают дело и работают на госслужбе много лет. Например, в Государственном космическом агентстве Украины одновременно подали заявление на увольнение все военные пенсионеры — порядка тридцати человек, которые занимали ключевые позиции на предприятии. То же самое готовится в городской власти. Мы теряем и пенсионеров-учителей, и пенсионеров-медработников. А какой их процент? И кто придет на эти зарплаты? Средний возраст рабочего на ЮМЗ — 60—72 года. Потеряет пенсионеров и бизнес… Либо произойдет увеличение теневого оборота.

Что же мы получим в ответ? Заложим часть суммы кредита в валютный резерв, откуда она потом уйдет по минимальному курсу «Нафтогазу», чтобы рассчитаться за российский газ. Еще часть денег — на рефинансирование банков. А мы уже видели, чем это заканчивается. Крупный банк получает 2—3 млрд., и на следующий день на торгах взвинчивается курс, потому что деньги резко уходят из страны. Далее — очередной виток цен. Сможет ли правительство остановить гиперинфляцию? Кредит на это не влияет. Пока все действия правительства заканчиваются сворачиванием экономики.

comments powered by HyperComments

Последние