ПРЕИМУЩЕСТВА ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОФРОКАРТОНА

11.02.2014 01:23

В ходе обострения конкуренции на российском рынке производители стараются придать своему товару индивидуальный характер, помочь покупателю принять положительное решение о покупке именно их продукции. Производители гофротары и гофрокартона вынуждены учитывать запросы потребителей. Крупные компании-потребители уделяют особое внимание качеству печати и маркировки упаковки. Последнее время делается акцент на сочетание качества и эстетики упаковки.
В настоящее время существует большое количество упаковочных материалов.
Однако производители во всeм мире при выборе упаковки отдают предпочтение именно гофрокартону, – ни один упаковочный материал не обладает такой совокупностью уникальных свойств при сравнительно небольшой цене. Гофрокартон достаточно лeгок. Например, ящик из гофрированного картона в три-четыре раза легче ящика из пластмассы такой же eмкости и примерно в три раза легче деревянного. Гофрокартон может быть сравнительно легко приспособлен для упаковки большого количества самых разнообразных продуктов.
Производство гофрокартона и гофрокоробов требует относительно малого расхода электроэнергии и других ресурсов. Сырьe, используемое для получения гофрокартона, легко подвергается вторичной переработке, что позволяет отнести его к экологически чистым материалам. В противоположность пластмассам гофрокартон достаточно быстро разлагается в природе, не нанося, таким образом, большого вреда окружающей среде.
События августа 1998 года оказали безусловно положительное воздействие на развитие отечественного рынка гофротары. Во-первых, количество импортеров гофрокартона и изделий из него значительно сократилось. Многие крупные заказчики перешли на применение российской гофротары. Во-вторых, произошли позитивные сдвиги в отраслях отечественной промышленности, являющихся активными потребителями гофропродукции.
Данные официальной статистики свидетельствуют о том, что, начиная с 1999 г., производство гофрокартона и ящиков из картона в России стремительно увеличивается.
Потребность российского рынка в таре из гофрокартона растет с каждым годом. Особенно высок спрос на гофротару в регионах, где сконцентрировано промышленное производство многих потребительских товаров. Основной объем потребления гофротары приходится на пищевую промышленность — 65%. Наибольшую долю среди подотраслей пищевой промышленности по объемам потребления гофротары занимает производство алкогольной и безалкогольной продукции — 38%, по 12% приходится на кондитерские изделия и молочные продукты.
В настоящее время годовое потребление упаковочной продукции в России, наиболее распространeнными видами которой являются тара, ящики и коробки из гофрокартона, превысило 1,5 млрд долл. США. Производством упаковки из гофрокартона заняты в стране более 150 относительно небольших фабрик, расположенных преимущественно в многонаселeнных регионах и тем самым максимально приближенных к своим основным потребителям.
На сегодняшний день уровень загрузки производственных мощностей на различных предприятиях колеблется в пределах 45 – 100% и определяется в каждом конкретном случае уровнем спроса на внутреннем рынке.

Ассортиментный ряд

Тарным картоном называется материал для изготовления гофрокартона (картон для плоских слоев и бумага для гофрирования). Он выпускается как из стопроцентной целлюлозы, так и из макулатуры или смеси указанных материалов. В зависимости от назначения, наружный слой гофрокартона может быть бурым или беленым.
Картон с гофром А обладает большой упругостью и применяется при изготовлении ящиков для упаковки мягкой и хрупкой продукции. Он используется также для различного рода вкладышей.
Картон с гофром В используется для изготовления тары для упаковки продукции, не требующей высоких амортизационных показателей (например, кондитерских изделий).
Гофрированный картон с волной С обладает всеми достоинствами гофр А и В и является универсальным для изготовления ящиков широкого потребления.
Гофрированный картон с волной Е применяется чаще всего для упаковки небольших товаров с необходимостью в дополнительной защите (ряд товаров премиального сегмента).
В последнее время для индивидуальной упаковки с качественной многоцветной печатью используется гофрокартон с волной F (413-415 волн на 1 пог. м, h — 0,75 мм, t — 2,4 мм) и гофрокартон с волной G (553-555 волн на 1 пог. м, h — 0,55 мм, t — 1,8 мм).
Гофр К с высотой 7 мм применяется для изготовления крупных картонных ящиков (контейнеров) емкостью свыше 1 м3 для одного гофрированного слоя.
В зарубежной литературе приводятся данные о других видах гофр с высотой 7,5; 9,5; 10; 12,1; 12,7; 25 и 27,5 мм, имеющих специальное ограниченное применение.

Топлайнер – лучший среди достойных

Повышающийся с каждым годом интерес к качественной упаковке рождает повышенный спрос на качественный тарный картон, и в особенности на картон с белым покровным слоем, гофротара из которого, несомненно, более привлекательна для покупателя, чем тара из обычного бурого гофрокартона.
Следовательно, можно ожидать постоянный рост потребления картона с покровным белым слоем.
В соответствии с международной терминологией картон для плоских слоев с белым покровным слоем, изготавливаемый из чистоцеллюлозного сырья, называется топлайнером (uncoated white top kraft liner). Он изготовляется с использованием для поверхностного слоя беленой целлюлозы. В случае применения макулатурного сырья картон производится с белым покровным слоем, классифицируемый как uncoated white top test liner. Картон может изготавливаться из двух и более слоев, при этом он должен иметь машинную гладкость.
В международной практике white top kraft liner и white top test liner — два различных продукта, технические характеристики которых имеют существенные расхождения. Хотя данные виды продуктов являются взаимозаменяемыми, сравнение их возможно лишь по интегрированному показателю «цена-качество».
Следует различать картон с белым покровным слоем и беленый картон, который в международной терминологии называется uncoated fully bleached kraft.
В России картон для плоских слоев с белым покровным слоем изготовляется в соответствии с техническими условиями, разработанными предприятиями самостоятельно. На внутреннем рынке выпускается как uncoated white top kraft liner, так и uncoated white top test liner.
Сегодня в нашей стране постоянный выпуск картона с белым поверхностным слоем осуществляют несколько предприятий. Из них только Санкт-Петербург использует в качестве сырья макулатуру (более 85 %).
По оценкам аналитиков, на данный момент крупнейшим отечественным производителем топлайнера является Сыктывкарский ЛПК. Большинство отечественных производителей гофрокартона используют картон с белым покровным слоем производства СЛПК. Помимо картона с белым покровным слоем, на заводе выпускается крафтлайнер, хром-эрзац и картон для упаковки жидких продуктов.
Второе место по объемам выпускаемого в России топлайнера занимает ОАО «Светогорск». Однако до 90 % картона с белым покровным слоем предприятие поставляет за рубеж.
С осени 2001 г. выпуск топлайнера налажен на ОАО «Выборгская целлюлоза». Предприятие довольно активно вышло на отечественный рынок, заняв на нем свою нишу. Уже сейчас предприятие выпускает 3—4 тыс. т картона. При этом компания основной упор делает на отечественного потребителя.
В небольших объемах картон с белым покровным слоем марки «ПСБ» производит Санкт-Петербургский КПК.
Помимо вышеназванных предприятий, производство топлайнера осуществлялось также на Пермском ЦБК и Марийском ЦБК и нескольких других.
До недавнего времени Пермский ЦБК выпускал картон с белым покровным слоем (white top test liner) с применением макулатурного сырья (примерное соотношение 50/50).
Произведенный на комбинатах картон преимущественно использовался для внутреннего изготовления гофротары с белым покровным слоем.
У крупнейших российских производителей гофротары (Kappa, Stora Enso, “SCA Кубань”, КВС, БФ “Комсомолец”, “Готек”, “Гофра” и др.) доля тары с белым покровным слоем в общем объеме выпускаемой продукции колеблется в пределах 30—50 %. При этом на большинстве предприятий проявляется тенденция роста производства гофротары с белым покровным слоем.
Принятая в России система статистической отчетности не дает точного представления об объемах производства топ-лайнера в стране. Основная часть произведенного в России топлайнера экспортируется за рубеж. С учетом того, что предприятия, выпускающие картон с белым покровным слоем, географически расположены на значительной удаленности друг от друга, конкуренцию на отечественном рынке трудно назвать жесткой.

Экспорт-импорт

Нужды отечественных производителей гофрокартона и гофротары в незначительной степени удовлетворяются топлайнером иностранного производства. Доля картона с белым покровным слоем в суммарном объеме импорта тарного картона составляет порядка 3,5 %. В масштабах российского производства импортные поставки не имеют какого-либо существенного значения. Импорт картона для плоских слоев с белым покровным слоем в десятки, а то и в сотни раз меньше экспорта аналогичной продукции.
Столь малая доля импорта определяется высокой ценой на white top kraft liner в Европе — 650—700$/т, значительными транспортными издержками и 15 % ввозной пошлиной. С учетом всех вышеперечисленных факторов цена картона с белым покровным слоем в России превышает 800$.
Отечественные производители картона с белым покровным слоем значительную часть выпускаемого топлайнера экспортируют за рубеж.
Существенная доля экспортных поставок в суммарном объеме производства может быть объяснена следующими причинами:
• во-первых, большой емкостью рынка (по данным Yakko Poyry в 1997 г. объем потребления white top kraft liner в Западной Европе был равен 800 тыс. т, white top test liner — 600 тыс. т, доля картона с белым покровным слоем в общем объеме потребления тарного картона составляла 7,7 %);
• во-вторых, постоянным ростом потребления топлайнера в мире (ежегодные темпы роста до 2010 г. по white top kraft liner — 4 %, по white top test liner — 7,5 % при среднеотраслевых – 2,8 %);
• в-третьих, высокими ценами на данный продукт (650—700$ на white top kraft liner). Привлекательность мировых рынков позволяет предположить, что объемы экспортных поставок топлайнера будет увеличиваться.
Тенденции развития производства
Преимущества, полученные в результате девальвации рубля в 1998 г., исчерпаны. Рост себестоимости в ЦБП опережает рост курса доллара и снижает объемы инвестиций в производство из прибыли. Износ основных фондов в отрасли составляет 60—70 %, большинство предприятий не в состоянии проводить масштабную реконструкцию производства в силу отсутствия инвестиционных средств. При этом потребности рынка ежегодно увеличиваются, причем не только в количественном, но в качественном отношении.
В ближайшем будущем можно ожидать увеличение спроса на картон с белым покровным слоем, а также рост объемов производства. Возможное увеличение будет происходить как за счет более полной загрузки производственных мощностей, так и за счет модернизации оборудования, которое имеется у предприятий в настоящий момент.
Наряду с увеличением объемов выпуска картона с белым покровным слоем, огромное внимание будет уделяться улучшению технических характеристик выпускаемой продукции и экологической безопасности процесса производства.

Прогнозы развития рынка

Во всем мире картон является самым популярным упаковочным материалом. По данным социологических исследований, большая часть населения во всем мире предпочитает картон другим видам упаковочных материалов. Российский рынок считается самым привлекательным для крупных международных инвесторов. В их числе такие гиганты, как International Paper, Mondi, Kappa, Stora Enso, SCA, и другие.
В начале 2004 года компания Stora Enso Packaging VR (подразделение финско-шведского концерна Stora Enso, лидера на мировом рынке бумаги и картона) ввела в эксплуатацию первую очередь завода по производству гофрированного картона и упаковки из него в Арзамасе (Нижегородская область). Ранее Stora Enso инвестировала 50 млн евро в создание и расширение предприятия по выпуску гофрокартона в Балабанове (Калужская область) производительностью 120 млн кв. м в год. Инвестиции в строительство арзамасской производственной площадки составили 33 млн евро. По мере развития регионального рынка и выхода предприятия на полную мощность (100 млн кв. м в год) Stora Enso более чем вдвое увеличит свое производство в России.
По оценкам специалистов, уже в 2005 г. в нескольких странах будут введены новые мощности по производству бумаги и картона из макулатуры в объеме 25 млн тонн в год! Из них 14 млн тонн – это упаковочный картон. В одном только Китае планируется увеличить его производство на 8 млн, а в Германии – на 2 млн тонн.
С учетом всех преимуществ данного вида упаковки можно сделать вывод о благоприятном будущем гофротары в долгосрочной перспективе. Мировое потребление картона, по прогнозам Jaakko Poyry Cunsulting, будет расти в среднем на 2,8 % ежегодно и к 2010 г. составит 45 млн т (в 1999 г. этот показатель равнялся 31,5 млн т), причем темпы роста в Восточной Европе будут выше среднемировых и составят 5,1 % в год.
На внутреннем рынке в ближайшие годы также ожидается дальнейшее увеличение спроса на гофропродукцию, а в особенности, как уже отмечалось, на гофротару с белым покровным слоем. Рост потребления может быть вызван как увеличением производства отечественной продукции, так и стремлением производителей выделить свой товар на общем фоне. Последнее предполагает улучшение качественных показателей картона, более разнообразную печать и высечку на упаковке.
Перспективы развития отрасли в дальнейшем будут определяться в первую очередь состоянием российской экономики. При стабильных мировых ценах на нефть прогнозируемые на ближайшие 2 – 3 года перспективы развития российской промышленности достаточно благоприятны.
Минэкономики прогнозирует рост рынка гофропродукции в ближайшие 2 – 3 года до 3000 млн м2, но с одной существенной оговоркой: данный прогноз ориентируется на «соответствующий подъем экономики».
Исходя из проведенного анализа, можно сделать вывод: производство гофротары в обозримой перспективе будет развиваться по двум направлениям. Во-первых, увеличение объемов производства. Во-вторых, расширение ассортиментного перечня выпускаемой продукции с одновременным повышением качества и сложности исполнения.

comments powered by HyperComments

Последние