АРЕНДА АВТО С ВОДИТЕЛЕМ. ТАК ВЫ ТАКСИ ИЛИ НЕТ?

06.02.2014 22:27

На минских стоянках такси появились машины с наклейками «Аренда автомобиля с водителем». Пассажиры растерянно интересуются: так вы такси или нет? Ответ на этот вопрос корреспонденты Onliner.by безуспешно пытались получить во время пробной поездки, каждый километр которой обошелся в 16,5 тыс. рублей. Сначала нас возили кругами, а потом у арендованного водителя не нашлось сдачи. Легальность подобных перевозок вызывает такие же большие вопросы, как и расценки. Люди посвященные объяснили, с чем может столкнуться клиент «арендованного авто»: цена формируется условно (таксометров нет), водители не обязаны проходить предрейсовый осмотр, желтые номера отсутствуют, специальной страховки, как для такси, не нужно.

— Работаете? — спросили мы у водителя темного седана. На боках автомобиля была желтая полоса с надписью «Аренда авто с водителем», рядом — наклейка с коротким номером одной из служб такси.

Парень утвердительно кивнул.

— Сколько будет доехать до «БелЭкспо» на ул. Я. Купалы? — отправной точкой стал железнодорожный вокзал.

 

— Поедем по счетчику, — заверил нас водитель.

Правда, вместо сертифицированного таксометра «БелТАКС» (или ТАЭ-3Ф) в машине был установлен обычный планшет. Он стал отсчитывать сумму с 50 тыс. рублей. Цифры менялись в сторону увеличения словно в игровом автомате. Какое-то время программа нас вела по карте, но потом сбилась и выдала ошибку.

 

А водитель, решив, вероятно, показать нам Минск, повез не через пр. Независимости, что было бы логичнее, а по улицам К. Цеткин, Романовская Слобода и Немига. Мы решили вести себя как обычные пассажиры, не вмешиваясь в ход происходящего. Не предполагается ведь, что приезжий станет отслеживать маршрут по GPS-навигатору.

— А почему у многих автомобилей на желтых наклейках теперь указано «Аренда авто с водителем»? — поинтересовались мы у нашего молчаливого водителя.

— Да это те же такси. Просто название другое. Теперь не надо медика и техника проходить, — охотно объяснил молодой человек.

— Чего ж остальные тогда не переходят?

Водитель лишь недоуменно пожал плечами. Хм, странно: как послушаешь — так одни плюсы. Желтые номера не нужны (это ж не такси!), специальная страховка не требуется (у обычных таксистов повышенный тариф на «автогражданку»). Транспортная инспекция тоже теперь ведь проверять не может. На форумах таксистов между тем ведется горячая дискуссия: легальна ли подобная деятельность или нет? Одни утверждают, что диспетчер службы такси (которого все знают по короткому номеру) вообще не имеет права передавать вызов арендованному водителю. Другие уверяют: прямого запрета в законодательстве нет, а это всего лишь информационная услуга.

— Занимается такими перевозками лишь одно предприятие и одна служба такси в Минске, — объяснили нам в конкурирующей организации. — Допустим, вызывает человек такси. Ему отвечают: приедет красный Volkswagen. Действительно, клиента под подъездом ждет автомобиль этой марки и такого цвета. Но формально это не такси. Там нет даже таксометра! Цена формируется в зависимости от договоренностей. Ну или наглости водителя.

В нашем случае счет составил 76 тыс. рублей. Мы проехали всего 4,6 км с учетом перепробега. Таким образом, каждый километр обошелся в 16,5 тыс. рублей. Протянув 100-тысячную купюру, мы рассчитывали получить хотя бы сдачу. Однако водитель, насчитав мелочи, вернул всего 14 тыс.: «Больше нету».

— Но вы должны еще 10 тысяч, — заметили мы.

— Ну нету, — последняя фраза была сказана так, что не заставила усомниться — нас больше не задерживают.

 

Чуть позже нам объяснили, что часть «арендованных» водителей пользуется кассовым аппаратом «Меркурий НТС-180Ф», как на рынке. Выдается обычный фискальный чек, а сумма выставляется произвольная. Наш водитель выдал квитанцию как индивидуальный предприниматель. Однако там не был указан ни номер УНП, ни данные исполнителя, в графе «Единица измерения» почему-то записано не время или километры, а просто «8.000 р». К тому же нам был передан оригинал, себе водитель оставил копию.

 

— Вообще-то водитель должен был составить письменный договор, — замечают рядовые таксисты, которые тоже не очень-то рады, что кто-то вдруг стал играть на рынке по другим, несомненно более простым правилам.

Это, кстати, еще один повод для споров. Кто-то считает, что действует публичная оферта, как между обычным таксистом и клиентом. Кто-то оспаривает, мол, разместив наклейку «Аренда авто с водителем», вы потеряли это преимущество такси и теперь надо оформлять договор, причем одну копию обязательно нужно оставить пассажиру. Вы только представьте: арендованный автомобиль останавливается в крайней полосе на пр. Независимости, спешащий клиент (ну а кто еще вызывает такси?) готов расплатиться, а ему: «Нет, постойте, нам нужно оформить договор». В двух копиях! А еще оставьте паспортные данные, ФИО, адрес и пр.

 

Как все-таки? К сожалению, получить комментарии у второй стороны не удалось. В службе такси сразу поняли, о чем мы говорим, и перенаправили к конкретному перевозчику. Однако тот, приняв нас за конкурентов, говорить по телефону наотрез отказался.

Зато комментарий согласились дать сотрудники налоговой инспекции: «Судя по номеру УНП, который указан в квитанции, вы ехали в машине индивидуального предпринимателя. Будет установлено, есть ли у него лицензия для перевозки пассажиров. Однако с указанной выше компанией-перевозчиком по документам он никак не связан. Квитанцию молодой человек вообще не имел права выдавать. В постановлении №924/16 Совета министров и Нацбанка (от 6 июля 2011 года) перечислено, кто может ими пользоваться. Транспортных услуг в перечне нет. Исключение — если таксометр был сломан, а обслуживающая организация не смогла выдать аналогичное устройство на замену.

Теперь давайте разберемся в ситуации в целом. Водитель автомобиля, на котором вы ехали, занимается перевозкой пассажиров, как бы он это ни называл. В пункте 175 правил автомобильных перевозок пассажиров сказано, что „запрещается выполнять автомобильные перевозки, не связанные с осуществлением лицензируемой деятельности на транспортном средстве, оборудованном и (или) оформленном как автомобиль-такси“. Понимаете, оформленном как такси? Это значит, если на боках автомобиля желтые наклейки и плафон на крыше, то он попадает под эти признаки и должен им подчиняться: проходить предрейсовый осмотр, иметь таксометр и т. д.

Мы обязательно проведем разбирательство по поводу так называемых арендных машин. Предварительно нам пояснили, что это никакие не перевозки, а реклама. Мол, таким образом компания-перевозчик зазывает к себе водителей с автомобилями. Так ли это, будет установлено во время проверки».

— Машины с наклейками «Аренда авто с водителем» появились полтора-два месяца назад, — рассказал Виктор Пузиков, руководитель службы такси «Алмаз». — Тогда я принял непопулярное решение — поставил перед нашими перевозчиками условие: либо работаете с нами «по-белому», либо уходите. Большинство приняли наше условие, однако некоторые сняли наклейки и ушли к «арендному» перевозчику. Но проблема сложнее, чем кажется на первый взгляд. В аренду ушли те, кто не смог купить таксометры, которые сейчас в большом дефиците. Это такой простой выход из ситуации. Кроме того, это произошло на фоне разговоров о приведении такси в соответствие накануне чемпионата мира по хоккею.

Об ужесточении требований к такси говорят давно. Предполагают, что будет введен возрастной ценз, автомобили заставят перекрасить в один цвет и т. д. Пока конкретной информации нет. А вот насчет таксометров ситуация вполне определенная. Мы позвонили единственному производителю, который выпускает сертифицированные в Беларуси таксометры: «Хотим приобрести. Куда подъехать?»

— Сейчас формируется очередь на февраль. Оформить заявку можно по телефону, — голос возвращал нас в СССР, во времена тотального дефицита.

Напомним, нехватка возникла летом: 1 июля этого года было решено заменить старую модель таксометра (ТАЭ-3Ф) как не соответствующую требованиям стандарта. В частности, из-за возможного несанкционированного отключения датчика скорости, указателя тарифов и пр.

Когда таксисты бросились покупать новые устройства, оказалось, что производитель удовлетворить спрос не может. На сайте предприятия прозрачно намекают на то, что проблема с комплектующими: «Поставщик ЖК-индикаторов взял на себя обязательства в период с октября по декабрь осуществлять поставку порядка 150 индикаторов в неделю, что должно обеспечить снятие ажиотажного спроса на таксометры к декабрю месяцу».

Звоним поставщику ЖК-индикаторов: «Не справляетесь?»

— Да, у нас просят больше, чем мы в состоянии произвести, — подтвердили там. — В прошлом году во время устной беседы нас спросили: сможете обеспечить спрос на 2013-й? Мы пообещали, что 3,5 тыс. ЖК-индикаторов для таксометров произведем. Однако об изменениях с 1 июля нам никто официально не сообщил, и это стало неожиданностью. На данный момент мы произвели 4,5 тыс. индикаторов для таксометров, задействованы все мощности. Для сравнения: за весь прошлый год выпущено 2 тыс. индикаторов для таксометров. Это совпало с большими заказами наших партнеров из Витебска и России. В результате мы попали в цейтнот, когда поступило несколько пиковых заявок.

…В этой цепочке у каждого есть аргументированное объяснение. Но почему-то крайним опять оказался обычный клиент, который может столкнуться с водителем, попавшимся нам.

comments powered by HyperComments

Последние