ИРОНИЯ КИНО

22.01.2014 01:38

Великие классики нашей литературы Ильф и Петров говорили: "Америка - страна, которая любит примитивную ясность во всех своих делах и идеях". Сказано это было в их очерке "Одноэтажная Америка" не только об американском кино, но... о нем, родимом, в том числе. Многое ли изменилось с тех пор? Да немало. Мы сами давно живем при капитализме, многие идеи и образы некогда советской литературы давно утратили для нас всякий смысл. Кому сейчас интересны зарисовки про "советского бюрократа" той эпохи?.. Или вдохновенные образы "людей из глубинки", преуспевающих в производстве на своем рабочем месте?! "Ударные планы пятилетки" и так далее - все это безнадежно почило в бозе.

 

По материалам "ОКОЛО"

 

 И только гениальные Ильф и Петров по-прежнему актуальны до невозможности, и мы все так же потоком смотрим кино, насыщая свое мыслительное пространство. Как правило - американское. Потому как, что греха таить, российское кино хоть и "выросло из пеленок", но своей самобытности, за редкими исключениями, лишилось напрочь и представляет собой лишь ослабленную "кальку" все того же "заморского дива"... Только менее зрелищное, менее яркое, даже менее смешное и задорное оно по сравнению с Голливудом. Не стоит впадать в горечь и рвать волосы на голове и где не попадя - определенные улучшения в этом плане наметились, это факт. Русское кино все успешнее и лучше копирует Голливуд и рискует со временем его даже где-то переплюнуть, внеся элементы местного колорита.

 Вот только той вдумчивости, сложности, многослойности, что присутствовала когда-то в советском кино с его замечательными артистами, боюсь, этого оно уже "не осилит". Потому что копия - это всегда копия, пусть самая улучшенная, разнообразная и "подкрашенно-местная".

 На эту мысль меня натолкнул не только "Темный мир: Равновесие" - картина, безусловно, интересная, хорошо смотрящаеся, увлекательная, но, при всем том, безумно вторичная. Это при том, что Дьяченко - одни из лучших русских сценаристов! К этому подводит практически все кино, что мы видели в 2013-м году.

Список лучших лент-2013:

1) Хоббит: Пустошь Смога
 2) Гравитация
 3) Лучшее предложение
 4) Джанго освобожденный
 5) Гэтсби
 6) Одинокий рейнджер
 7) Пленницы
 8) Железный человек 3
 9) Война миров Z
 10) Географ пропил глобус
 11) Легенда №17
 12) Тревожный вызов
 13) Горько
 14) Тор 2
 16) Форсаж 6

С одной стороны, кино американское. Даже среди тех картин, что претендуют на звание подлинно лучшей в этом году - "Гравитация", "Тор 2", "Форсаж 6" и так далее - много ли среди них действительно оригинальных и нестандартных, хоть немного думающих лент?.. Навскидку приходит лишь одна - "Лучшее предложение", очень неплохой фильм об искусстве, который, впрочем, тоже успешно построен на шаблонах жанра. Что еще? "Хоббит-2" - хорош, но, во-первых, это фэнтази по Толкиену, во-вторых, упрекнуть картину в какой-то "сложной многозначимости" попросту невозможно! Тарантиновский "Джанго" - наверное, да, но Тарантино - это явление в Голливуде исключительно, он запросто осмеивает любые штампы, используя при этом их самих, бравируя и перебрасываясь ими из фильма в фильм, словно раскаленными головешками из ладони в ладонь... Тарантиновское кино - это, на мой взгляд, почти всегда хорошо завуалированная, блестяще разыгранная по нотам пародия на все и на вся. Но его картины не создают "новые смыслы" и не заставляют задуматься - они отменно развлекают и увлекают, что, впрочем, тоже совсем не плохо.

 А что еще? Что выходит за границы "примитивной ясности", пусть грамотно и хорошо преподнесенной?! Если даже "Гэтсби", блестящая, хорошая картина с Ди Каприо преподносит, по сути, все тот же знакомый набор постылых штампов, кочующих из ленту в ленту... И это мы берем лучшие из лучших картин 2013-го года, а если пробежаться по средним - что же мы увидим?.. Хорошо нарисованный и, часто-густо, неплохо сыгранный "примитив на конвейер". Так ли уж много изменилось в Голливуде с 30-х, 40-х годов, со времен "холодной войны"? Или просто одни штампы и сюжеты заменились другими, а суть - она осталось той же?..

 В Голливуде есть режиссер, который умеет снимать глубоко и нестандартно - это Кристофер Нолан ("Начало"). Но и его критики обвиняют в гениальной визуализации стиля (в чем, правда, вряд ли стоит "обвинять"!), формы, при все той же дивно хромающей наполненности содержимого... Здесь можно немного поспорить - но лишь немного, отчасти. Ибо Нолан все же снимает преимущественно "комиксы", не отклоняясь от жанровых требований Голливуда, пусть и привнося в них свой изысканный шарм талантливого мастера.

 А из русского кино в этом году почему-то в первую очередь вспоминается "Сталинград", который успешно подтверждает все сказанное выше. Еще более "голливудский" фильм, чем снимают в самом Голливуде...

 И вот что стало интересно: в новогоднюю ночь, как обычно, смотрел (как и многие из нас) "Иронию судьбы", невероятный советский фильм, который почти не устаревает и не надоедает. Возникает вопрос - почему? Как так вообще могли снимать? Откуда вся эта глубина и "полутоны", что присутствуют почти в каждом кадре? Зачем эта сложность отношений персонажей?

 Ведь если в "Торе" главный герой увидел Натали Портман - сразу все становится ясно, никуда уже она от него не денется, круши там Бифрост, не круши его. Если в "Гравитации" герой Клуни заговаривает о смерти и неудачи - ну, все же четко и понятно, летать ему в холодном, бескрайнем космосе! Ну не должно же быть у зрителя всяких там сомнений! Кому они нужны?!

 А тут "Надя" чего-то волнуется, до конца непонятно, с кем она останется (даже несмотря на, в общем-то, счастливую концовку, думаешь, что чувства долга и ответственности, чувство вины может вернуть ее к "Ипполиту"), и сам герой Мягкова ведет себя непредсказуемо, изменчиво на протяжении фильма... То "мягкотелое похмельное чмо", то импульсивный тиран, то глубоко чувствующий, ранимый человек. Поди разберись! Надо было все делать проще. Надя и Женя в кадре хотят друг друга? Ну так надо было сделать постельную сцену! Чего они там себе кипешат - любят, так и любите друг друга, чтобы зрителю было приятно!!! Зачем все эти сомнения, терзания?.. А Ипполита надо было показать отпетым дураком с дергающимся, клоунским глазом - ну, чтоб не жалко было. Все должно быть четко и ясно, чтобы зритель радовался на "ура" и ни о чем не думал!

 Сегодняшнему зрителю все эти "излишние сложности" "Иронии судьбы" (как и многих других старых фильмов) уже кажутся странными, неестественными. Они не из того времени. Но, неким магическим образом, этот фильм все еще действует и на них, представителей нового времени... Вот только чуточку упростить сюжет!! "Было б еще лучше", - наивно думают они. Некоторые из них, во всяком разе.

 Вот здесь самое время поставить многоточие. Ведь не все старые советские фильмы хороши, и среди них попадаются "пустышки", а некоторые голливудские ленты нового времени не просто хороши - великолепны! Пусть и по-другому... Да и мир не стоит на месте, он движется, а мы вместе с ним. Не стоит и здесь искать "примитивной ясности", мол, старое - хорошее, новое - плохое и.т.п., потому что
 это не так. Чистого "черного" и "белого" Вы вообще нигде не найдете... кроме кино.

 Но самое печальное в том, что мы почти отучились, перестали думать. Человек современный склонен все упрощать, для собственного же удобства и комфорта. Мы вихрями глотаем эмоции персонажей, открыв рот впитываем магию спецэффектов, воссоздающих немыслимые реальности, "кормимся" отточенной игрой хороших актеров, способных правдоподобно изобразить что подземельного гнома, что инопланетного монстра. Сюжет здесь зачастую вторичен, и мы просто рады, что он есть, что он прямой, ясный, и не слишком запутывает в перипетиях. Мы уже просто привыкли к этому, и не знаем другой "пищи". А она ведь все-таки есть... В лучших работах мастеров, которые выходят за границы жанра и клише. За границы как пространства, так и времени.

 За то я поднимаю свой новогодний тост: чтобы примитивная ясность во всех идеях и делах не подавляла нас, не делала нас самих "вторичными", ненужными. Зачем мы сами, если все просто идет, как идет?.. Зачем "полутоны" и лишние сложности? Но это не так. Без нас этот мир - лишь декорации. Пусть лучшие образы и идеи вдохновляют Вас и не дают понижать планку до "примитива". Думайте, ищите истину и глубину - и пусть новый, 2014-й год с его новыми картинами нам в этом поможет.

 С Наступившим Вас, дорогие друзья!

ЗЫ: В рубрику "Старые рецензии о главном" - Ваш покорный слуга добавил (и будет добавлять еще по мере возможности) в свой профиль ряд написанных ранее рецензий о лентах 2006-го - 2011-го года. Кто желает ознакомиться - милости просим... (Ксеркс - Рецензии - стр. 15 и выше) Не все они "приглажены", некоторые написаны в весьма вольном стиле, но... править их смысла не вижу - то, что было, то было. И, конечно же, не забываем о новых лентах 2014-го года! Всех еще раз с праздником!

comments powered by HyperComments

Последние