ПОЧЕМУ В УЗБЕКИСТАНЕ ТАКИЕ ДОРОГИЕ КАНЦТОВАРЫ?

03.01.2014 00:35

Поставка в Узбекистан ручек, карандашей, красок, фломастеров, пластилина и прочих канцтоваров, востребованных детьми, обложена неоправданно высокими пошлинами, считают предприниматели.

 По словам Алишера (имя по его просьбе изменено), менеджера одной из компаний, занимающейся поставкой канцтоваров в Узбекистан, таможенные пошлины в стране на канцтовары постоянно увеличиваются.

 

Канцтовары купить можно на сайте raduga.co.ua

 

 «Если в середине 90-ых годов прошлого века пошлина на канцтовары была установлена всего в 5 процентов, то затем она постепенно возрастала и на сегодняшний день составляет 30 процентов», - говорит он.

 По его словам, со временем появились еще акцизы, которые обязательны для определенных видов товаров, в том числе и канцелярских, а также налог на добавленную стоимость - НДС.

 Алишер для наглядности берет в руку карандаш и на листочке бумаги проводит подсчеты.

 Возьмем, к примеру, шариковую ручку, которая прибыла на таможню в Узбекистане по условной цене в 100 сумов. Пошлина в 30 процентов превратит ее себестоимость уже в 130 сумов.

 Затем добавляется акциз в 30 и НДС в 20 процентов.

 Причем, при этой арифметике проценты «накручиваются» на проценты, в результате себестоимость ручки возрастет в два с лишним раза.

 А продавцу надо еще к этой сумме добавить торговую наценку. В результате ручка попадет к покупателю уже по цене минимум в 250 сумов.

 По его мнению, если бы продукция, к которой применяются столь строгие экономические «санкции», выпускалась в Узбекистане, то эти меры были бы оправданы защитой местного производителя.

 Но все дело в том, что более 90 процентов видов канцтоваров, которые привозят из-за рубежа предприниматели, в Узбекистане не выпускаются.

 «У нас в основном производят только некоторые виды школьных тетрадей, ручки да урны для бумаг», - говорит он.

Контрабандисты пошлин не платят

 Как считает предприниматель, именно высокие пошлины, акцизы и НДС ставят барьер между качественными канцтоварами, выпускаемыми известными зарубежными фирмами, и небогатыми узбекскими покупателями, и вынуждают последних обращаться к дешевому китайскому ширпотребу.

 «Все канцтовары, что привозят на рынки Узбекистана, в частности рынок «Солнечный» под Ташкентом, - контрабанда», - утверждает он.

 По словам Алишера, меньшая часть этой контрабанды поступает из Казахстана, а большая идет из беспошлинной зоны торговли Дордой в Кыргызстане.

 При этом масштабы контрабанды «просто невероятные, товары везут «Камазами», - утверждает предприниматель.

 Контрабандисты выигрывают на таможенных платежах, поэтому канцтовары, аналогичные тем, что завозятся в Узбекистан законным способом, на рынках можно приобрести в полтора, два, а то и три раза дешевле.

 По мнению Алишера, такой поток контрабанды не может обходиться без покровительства высших чиновников силовых структур, а поэтому не стоит надеяться, что поток «левых» канцтоваров в республику в ближайшем будущем будет перекрыт.

Законы на службе мафии

 «Зато контрабандисты сделают все, чтобы максимально осложнить законный импорт канцтоваров в Узбекистан», - продолжает далее собеседник Uznews.net.

 По его мнению, именно лица, «крышующие» контрабанду, лоббировали в 2013 году принятие законодательных актов, создающих серьезные проблемы для поставки качественных зарубежных товаров.

 В качестве примера Алишер приводит принятое 13 мая постановление правительства «О дополнительных мерах по совершенствованию ввоза потребительских товаров в Республику Узбекистан», в соответствии с которым ввозимая из-за рубежа продукция с 1 января 2014 года должна быть с маркировкой на государственном языке.

 Если речь идет о консервах, поставляемых в Узбекистан миллионами штук, зарубежные производители, заинтересованные в продаже большой партии товара, делают новые штампы для маркировки за свой счет - вал окупает расходы, рассказывает далее предприниматель.

 Но вот для сравнительно небольшой партии (а именно такими партиями завозят в Узбекистан большинство видов канцтоваров) такой скидки нет, и узбекской компании за изготовление штампа придется платить из своего кармана.

 «Штамп для маркировки одного вида товара обойдется нам в 1000-1500 евро, а у нас таких видов тысячи», - говорит он.

 Алишер и его коллеги не сомневаются, что с января 2014 года на таможне к их грузам, предназначенным в основном для школьников, будут придираться так же, как и к остальным товарам.

 При этом официальные поставщики импортных канцтоваров в Узбекистан не думают прикрывать свой бизнес или резко ограничивать виды ввозимой продукции.

 «Если мы закажем штампы за свой счет, цена товара вырастет еще больше, поэтому будем ориентироваться не на простого, а элитного покупателя», - говорит Алишер.

 По его словам, людей, которым важна не цена, а качество, в Узбекистане достаточно.

 Ну а простым гражданам останется только покупать на рынках дешевую китайскую контрабанду.

comments powered by HyperComments

Последние