ТАБАЧНИК: УКРАИНСКИЙ РАБОТОДАТЕЛЬ КРИТИКУЕТ И ПОЧТИ НЕ ФИНАНСИРУЕТ ПОДГОТОВКУ ВЫПУСКНИКОВ

19.05.2013 15:44

Эксклюзивное интервью информационному агентству "Интерфакс-Украина" министра образования и науки Украины Дмитрия Табачника

Дайте Вашу оценку трем законопроектам о высшем образовании, которые зарегистрированы в Верховной Раде.

- Учитывая, что законопроекты о высшем образовании, к сожалению, рассматриваются, скорее, в политическом ключе, а не в профессиональном, я бы не хотел проводить сравнительный мониторинг, который из законопроектов лучше, который хуже. Я думаю, что в каждом есть очень важные, полезные и сущностные вещи. Но, безусловно, приоритет должен иметь тот вариант законопроекта, который содержит минимальные риски для нашего общества.

На мой взгляд, наиболее профессиональный законопроект, который подготовлен людьми, работающими в системе высшего образования много лет, - это закон в прошлом руководителей высших учебных заведений Николая Сороки, Сергея Кивалова и Григория Калетника. Там многие позиции, скажем так, прописаны с наибольшей глубиной, что касается автономии учебных заведений и, самое главное, их финансовой автономии, возможности распоряжаться деньгами, заработанными в результате предоставления научных и образовательных услуг. Там наиболее широко прописаны права студенческого самоуправления, впервые определен статус Всеукраинского студенческого совета, предусмотрено образование научных обществ студентов как составляющей системы общественного самоуправления вузов, в отличие от одного из законопроектов (не будем сейчас его критиковать), в котором студенческое самоуправление вообще потеряно.

Еще раз подчеркиваю: все законопроекты имеют целый ряд интересных и очень важных новаций. Поэтому, мне кажется, наиболее перспективный путь - просить комитет по науке и образованию Верховной Рады создать рабочую группу с участием представителей авторского коллектива каждого законопроекта, попробовать интегрировать лучшие законодательные новеллы каждого и подготовить сводный законопроект.

Почему два другие законопроекта у меня вызывают некоторые сомнения? Я думаю, что в такой гуманистической сфере деятельности, как образование и высшее образование, недопустимы законодательные новеллы, связанные с прямым запретом на профессию.

О чем я говорю? Предполагается, что процесс аккредитации и лицензирования высших учебных заведений будет проводить специальная Национальная комиссия по вопросам высшего образования. Мне совершенно непонятно, почему в так называемом оппозиционном законопроекте или в законопроекте, предложенном народным депутатом Украины Виктором Балогой, категорически запрещается участие в процессе лицензирования и аккредитации ректоров и проректоров высших учебных заведений. На мой взгляд, это дискриминационная, совершенно несправедливая норма. И я думаю, что она в любом случае имеет мало шансов пройти сито и комитетов других, и самой Верховной Рады хотя бы потому, что половина Верховной Рады - это депутаты, избранные по мажоритарным округам. Практически в большинстве мажоритарных округов есть высшие учебные заведения.

Нет логических аргументов, аргументов разума, чтобы доказать, почему ни один из всех руководителей высших учебных заведений (не только в ранге первого руководителя - ректора, но и проректора) не может принимать участие в процессе лицензирования и аккредитации. Это все равно, что запретить лысым переходить дорогу по пешеходному переходу, а оставить такое право только за теми, у кого шевелюра.

Существует противоречие в проекте закона, касающееся формирования экспертных советов Национального агентства, в состав которых, в частности, входят и студенты. В то же время, члены экспертных советов должны иметь степень или десятилетний профессиональный опыт, что невозможно реализовать для студентов.

Еще одним новшеством этого закона является предоставление высшему учебному заведению, независимо от его формы собственности, статуса национального. Однако статус национального не может быть присужден субъекту частного предпринимательства, поскольку это означает финансирование частных высших учебных заведений за счет государственного бюджета.

Есть ли, на Ваш взгляд, очевидные недоработки в законопроекте Калетника - Кивалова - Сороки?

- Я просто думаю, что к каждому из законопроектов, безусловно, есть замечания. Но, как правило, любой законопроект в процессе прохождения первого и второго чтения претерпевает достаточно большие уточнения и изменения. И мне кажется, из каждого законопроекта можно выбрать нечто лучшее.

К примеру, что можно взять из каждого законопроекта?

- Я могу сказать, что из законопроекта Калетника - Кивалова - Сороки можно взять нормы, согласно которым структура высшего образования адаптируется к Европейскому пространству высшего образования, что закрепляет необходимые условия для признания украинских дипломов, академической и профессиональной мобильности, возможности непрерывного образования.

В законопроекте также четко определен порядок создания кафедры, факультета, введение новой специальности, что, несомненно, заслуживает внимания.

Кроме того, любой из трех проектов закона дает, скажем так, рамочную конструкцию. Специалисты из Национальной академии педагогических наук и нашего министерства посчитали, что для полноценной реализации каждого законопроекта (любого из предложенных) необходимо более 120 подзаконных актов, связанных и с соотношением студенческого контингента. Речь идет о распределении педагогической нагрузки для преподавателя в зависимости от специальности и уровня подготовки (бакалаврат, магистратура или аспирантура). Для каждого уровня подготовки и специальности необходимы законодательные акты, чтобы уйти от старой нормы, на мой взгляд, абсолютно консервативной, об обязательных 900 учебных часах в год. Она не может больше работать, как раньше, одинаково для всех специальностей. Если преподаватель готовит, скажем, специалистов по IT-технологиям, или в ракетно-космической отрасли, или в авиационном дизайне, то у него и группа должна быть меньше.

Кроме того, каждый из законопроектов имеет европейскую норму о трехцикловом характере получения высшего образования, четко приводя высшее образование Украины к общемировому, общеевропейскому пространству. Первый этап - это бакалаврат, второй - магистратура и третий - доктор философии по специальности, аналог нашего кандидата наук.

В законопроекте Сороки - Кивалова - Калетника сохранена дуалистическая норма, которая отображает наши национальные особенности. Человек может, по желанию, получить оба диплома: и доктора философии, конвертируемого в западном мире, и традиционно нашего кандидата наук, то есть по одной и той же диссертации.

В этом законопроекте учтена наша национальная особенность - доктор наук, который есть более чем в десяти странах Европы.

На мой взгляд, немаловажной в законопроекте является и социальная составляющая, к примеру - предусмотрено то, что размер академической, социальной стипендии студента не может быть меньше прожиточного минимума.

Хотел бы отметить, что в законопроекте, который внесен народным депутатом Украины Виктором Балогой, заложены нормы, которые можно учесть во время его доработки, а именно: статья 80 "Открытость принятия решений и осуществление деятельности в сфере высшего образования" и статья 42 "Научные общества студентов (курсантов, слушателей), аспирантов, докторантов и молодых ученых".

В общем, все три законопроекта дают возможность в той или иной степени вузам более свободно распоряжаться заработанными средствами. Без этого нельзя достичь прорыва в коммерциализации научных исследований.

Кстати, есть инициатива: вместе с Британским Советом и с посольством Великобритании организовать семинар-обучение ректоров ведущих технических вузов Украины по коммерциализации научных исследований и по привлечению промышленных предприятий, в первую очередь, негосударственного сектора к финансированию подготовки специалистов и финансированию научных исследований.

По-моему, с СКМ была программа?

- Она действует и с СКМ, и с Group DF. С СКМ программа более прописана - там при участии негосударственного сектора идет подготовка специалистов по нескольким специальностям.

Совместно с Group DF вузы готовят и специалиста уровня бакалавра, и магистра, а также осуществляется подготовка специалистов с профессионально-техническим образованием.

Кстати, из реформаторских шагов, мне кажется, положительное значение имеет в профессионально-техническом образовании создание отдельного социального лифта, когда в профтехобразовании часть лучших выпускников может одновременно с дипломом высококвалифицированного рабочего получить и диплом младшего специалиста. Это уравнивает их в правах с колледжами (высшими учебными заведениями первого-второго уровня подготовки) и дает возможность по выбранной специальности продолжить обучение по сокращенной бакалаврской программе, то есть со второго курса.

Что это дает? Это дает, конечно, во-первых, повышение престижа профессиональных учебных заведение и второе - позволяет заранее готовить и отбирать профессионально ориентированного абитуриента.

Если говорить проще, то сейчас действуют (в том числе созданы порядка десяти за последние годы) центры профессионального обучения по новым строительным технологиям. То есть молодые люди заканчивают профессиональное учебное заведение по строительной специальности. И часть (примерно 10-15%) лучших выпускников и в профессиональном смысле, и в получении знаний могут, кроме аттестата о получении полного среднего образования (школьного аттестата), кроме диплома рабочей профессии, получить еще диплом младшего специалиста и по сокращенной программе сразу идти учиться на бакалавра по строительной специальности.

И что это позволяет? Конечно, не чувствуют себя ученики профессиональных учебных заведений, скажем, менее престижной или менее привилегированной частью учащейся молодежи.

Можно ли говорить, что программа, по которой компании СКМ, Group DF участвуют в обучении студентов, уже работает?

- Она стартовала только в сентябре прошлого года. Первый год прошел. Но там, где участвует работодатель в подготовке высококвалифицированных рабочих химических профессий полтора года, я думаю, что уже во второй половине нынешнего года часть ребят сможет пойти работать на те предприятия, где они учились в соответствии с новыми технологиями.

Еще одна программа действует (она как региональная, локальная) в Кривом Роге. Там крупные горно-обогатительные комбинаты (ГОКи) и предприятия горнодобывающей отрасли имеют такие программы сотрудничества практически с каждым профессионально-техническим учебным заведением.

Пройдя практику на новом оборудовании и получая профессиональное образование, практически выпускники профессионально-технических учебных заведений могут стартовать (на примере Днепропетровско-Криворожского региона) сразу с заработной платой 4-4,5 тысячи гривен. В общем, заработная плата неплохая.

Кроме того, сотрудничество с бизнесом подтолкнуло еще к одной мысли: вместо ныне действующего закона о профессионально-техническом образовании будем разрабатывать закон о профессиональном образовании, что предполагает более широкие законодательные новации. В том числе и повышение квалификации, возможность дать рабочую профессию тем, кто временно остался без работы, то есть фактически переквалифицировать специалистов, что тоже важно.

Ряд профессиональных учебных заведений сейчас неплохо устанавливают контакты с центрами занятости.

Есть, конечно, сложности в том, что достаточно пассивен наш работодатель. Он часто высказывает только замечания и критику в отношении качества подготовки, но как сформировать учебный стандарт, не предлагает. И практически, за редкими исключениями, наши работодатели не участвуют в финансировании учебного процесса. Примеры крупных корпораций (СКМ, DF Group, крупных горнодобывающих предприятий Днепропетровского региона) - это скорее исключения, такие редкие островки надежды.

Как Вам инициатива предоставлять средства госбюджета непосредственно абитуриентам на обучение в вузах, а не распределять госзаказ между высшими учебными заведениями?

- Накануне 3-го съезда работников образования прошло большое количество "круглых" столов, конференций, на которых обсуждали проект Национальной стратегии развития образования. В своих выступлениях я говорил: уважаемые коллеги, спуститесь с заоблачных высот педагогического романтизма на почву педагогического и житейского реализма.

Я вам могу сказать, это прекрасная внешне идея - абсолютно абсурдная по своему исполнению. "Деньги ходят за ребенком", "деньги ходят за абитуриентом", а после этого 80% со своими деньгами пойдут учиться на экономиста и юриста. Через несколько лет дедушки и бабушки будут приходить на прием в Министерство образования, в приемную Кабинета министров, рыдая, показывать диплом и говорить: как же так, внучка юрист, ее никто не берет на работу. Оказывается, что диплом она получила на юридическом факультете или в институте аграрного университета, пищевого, ветеринарного университета. А теперь я ставлю себя на место работодателя и думаю, а после какого вуза я бы взял юриста на работу? Наверно, после того, где хотя бы несколько десятилетий существует юридическая школа.

У нас до 1991-го года юристов готовили пять высших учебных заведений Киева, Харькова, Львова, Одессы и Донецка. Пять университетов на всю страну с 52-миллионным населением. На сегодняшний день более 250-ти государственных и негосударственных высших учебных заведений готовят юристов.

Государственный заказ необходимо размещать на те специальности, которые реально нужны экономике и нужны, исходя из регионального характера экономики и приоритетов. Именно поэтому вот уже три года подряд госзаказ растет только на инженерные и технические специальности.

В 2012 году госзаказ на подготовку экономистов мы сократили на 39-40% безо всякого исключения, причем, в лучших учебных заведениях. Потому что на рынке труда чувствуется явное перепроизводство юристов и экономистов.

Кроме того, подготовка бакалавров по разным специальностям разная. Например, подготовка хорошего учителя, даже в Национальном педагогическом университете имени М.Драгоманова, в зависимости от специальности, количества лабораторных работ, стоит примерно от 10 до 13 тысяч гривен, а подготовка инженера по разработке подземных месторождений или инженера-металлурга (например, бакалавр в Донецком национальном техническом университете проводит лабораторные работы в специальном мартеновском и доменном цеху, где организовывается плавка), естественно, будет дороже.

Я уже не говорю о подготовке (то, что мы начнем в этом году впервые) пилота гражданских воздушных суден полного цикла. Министерство добилось реализации специальной программы - мы купили и одномоторные, и двухмоторные самолеты и специальные тренажеры для Национального авиационного университета, и с 1-го сентября начнем подготовку впервые за все годы независимости Украины пилотов полного цикла. То есть не только пилот-любитель, а пилот высшего класса, когда человек сможет пилотировать грузовое или пассажирское воздушное судно.

Точно так же за последние два года ряд наших морских университетов очень здорово продвинулись - это Херсонская морская академия и Одесская морская академия, которые сумели с помощью государственно-частного партнерства поставить уникальные тренажеры для подготовки и судоводителей, и штурманов и так далее. На сегодняшний день, кстати, в подготовке специалистов для морского флота Украина занимает почетное пятое место в мире.

В нынешнем году вновь планируется увеличить госзаказ на IT-специальности. В каком объеме?

- В каком объеме - я скажу, когда Кабинет министров примет это решение. Но мы бы, конечно, были готовы увеличить заказ на IT-технологии еще более резко, более пикообразно.

Но нужно исходить из того, что государственный заказ может быть предложен только тем вузам, которые обладают, в первую очередь, достаточным научно-педагогическим потенциалом. Ведь не может профессор вести магистерские работы двух десятков магистрантов, иначе это будет профанация.

Поэтому госзаказ будет увеличиваться по IT всех направлений: и программная инженерия, и компьютерный дизайн, и управление проектами (новая магистерская специальность, тоже связанная с IT-технологиями), там, где есть соответствующая база.

Но расчет госзаказа будет четко привязан к возможностям университета, чтобы не допустить профанации.

За счет каких специальностей будут увеличивать количество студентов IT-специальностей?

- Экономисты и юристы будут сокращаться, будут трансформировать инженерные специальности. Например, в прошлом году Киевский университет (Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко - ИФ) на радиофизическом факультете целый ряд специальностей в объеме своей лицензии изменил. От невостребованных инженеров по полупроводникам они перешли к инженерам для телекоммуникационных компаний.

Расти госзаказ будет по таким направлениям, как информатика, системный анализ, компьютерные науки, программная инженерия, компьютерная инженерия, системная инженерия, микро- и наноэлектроника, телекоммуникации, автоматизированные технологии и компьютерно-интегрированные технологии, управление информационной безопасностью, системы технической защиты информации и безопасность информационных и коммуникационных систем.

А сокращение госзаказа будет по тем специальностям, на которые не поступает заказ от работодателей, неважно каких, государственных или частных.

В нынешнем году существенных изменений в условиях проведения внешнего независимого оценивания не было. В следующем году планируются какие-то изменения?

- Изменения были, потому что банк данных нарабатывается каждый год и задания меняются. И я думаю, что самое главное в тестировании - это не сроки его проведения и количество предметов (а оно тоже меняется), а качество тестовых заданий. И над этим все время работают специалисты.

Хочу обратить внимание, что если в 2010-м году была истерика по поводу тестов по иностранным языкам, то в 2011-м и 2012-м годах тесты по всем иностранным языкам (это английский, французский, немецкий, испанский) полностью изменились. И, в общем, не было нареканий ни со стороны педагогов, ни со стороны абитуриентов или их родителей.

Если говорить о тестировании, то оправдался новый календарь тестирования, когда мы начинаем с самых малочисленных тестов - они ближе к школьным экзаменам и к ним готовится небольшая группа профессионально ориентированных абитуриентов.

Так, 3-го июня будет первый тест по химии и 27-го июня - последний тест по мировой литературе. В середине графика внешнего независимого оценивания будут самые массовые предметы - украинский язык и литература, математика и история Украины.

Что нового в этом году? Впервые за все годы тестирования по количеству абитуриентов заняло ВНО по математике (всегда на втором месте была история). Я считаю это позитивным. Это значит, что больше молодежи видит себя в технических и инженерных профессиях. Порядка 98% абитуриентов из зарегистрировавшихся (322,5 тысячи) будут сдавать базовый тест по украинскому языку и литературе, на втором месте идет математика и на третьем - история Украины.

В этом году ярче видны языковые предпочтения абитуриентов 2013-го года: порядка 75% изъявили желание писать тесты по другим предметам, кроме обязательного украинского языка и литературы, на украинском языке и чуть больше четверти (более 25%) на других языках. Среди них, конечно, абсолютное большинство на русском, но есть достаточно большая группа желающих получить тестовые задания на венгерском, словацком, польском и других языках национальных меньшинств.

И вы готовите для них тесты на венгерском, словацком и прочих языках?

- Безусловно. Это огромная нагрузка - все тестовые задания переводятся. Более того, некоторые национально-культурные общества даже специалистам-филологам помогают, чтобы достичь максимально точной, корректной формулировки задач.

Какая стоимость одной тестовой тетради?

- Одна тестовая тетрадь (в зависимости от количества необходимых экземпляров) стоит порядка 79-80 гривен. В первую очередь, цена поднимается за счет небольших тиражей и перевода на другие языки.

Как решается вопрос недофинансирования проведения ВНО?

- Все профинансировали в соответствии с бюджетом. Все проблемы решаются в оперативном порядке.

В нынешнем году впервые напечатают тестовые тетради для детей с проблемами зрения. В какую сумму обойдется печать, и какое количество их будет?

- Пилотный проект по азбуке Брайля в этом году запускается, он будет рассчитан на киевских школьников. В экспериментальном проекте будут участвовать 111 слабовидящих и незрячих одиннадцатиклассников, которые будут сдавать ВНО.

Но ребята с недостатками зрения имеют право выбирать: либо сдавать тестирование по тетради, напечатанной шрифтом Брайля, либо сдавать устный экзамен (это прописано в условиях приема). Большинство пока, по опросу, хочет все-таки сдавать устный экзамен. После пилотного проекта в следующем году мы сможем сказать, как это будет в дальнейшем. Я думаю, что мы сохраним, по крайней мере, на несколько лет двойной порядок, по желанию.

Как обстоят дела с обеспеченностью учебниками детей с проблемами зрения в школах?

- В этом году впервые более 10 миллионов гривен выделено на подготовку и печать учебников для слабовидящих и незрячих детей. Я думаю, что слабовидящих и незрячих школьников в нынешнем году в соответствии с бюджетом мы полностью обеспечим учебниками третьего, четвертого класса и начнем подготовку учебников по всем предметам для пятого класса.

Какова материально-техническая база школ для введения урока плавания в начальной школе? Какой процент украинских школ сможет обучать детей плаванию?

- Материально-техническая база за полгода, конечно, не изменится, и мы это понимаем. Но практически все областные органы управления образования готовят графики, чтобы в тех школах, где есть плавательные бассейны, обучались дети со всего района или города.

Кроме того, есть опыт школы нашего выдающегося спортсмена Дениса Силантьева, который предложил помощь - обучение плаванию детей в теплое время года, во время пребывания в школьных лагерях, лагерях труда и отдыха.

Самое главное - эту программу сделать общеобразовательной заботой, и с каждым годом охват школьников будет увеличиваться. Я все равно глубоко убежден, что это позитивная программа. Потому что на базе одной школы, где есть бассейн, мы сможем обучить плаванию не в теории, а на практике учеников трех-четырех школ. Это возможно.

В конце июня у нас будет отчетность по всем областям с предложениями по организации этого урока.

Как бороться с очередями в детские сады?

- За три года, начиная с лета 2010-го года, в целом в стране создано 204 тысячи мест в детских садах - это и новые группы, и новые детсады, отремонтированные, освобожденные от нецелевого использования, то есть от арендаторов, государственных структур. Это уже достигнутый результат. В нынешнем году мы планируем увеличить количество мест в детских садах еще на 50 тысяч. За это время открыто 1346 дошкольных учебных заведений, из них: более 900 дополнительно включены в сеть (они были без номеров, их как бы не существовало) и 440 возобновили свою деятельность.

Сегодня в дошкольных учебных заведениях получают образование 1 тысяча 419 детей по стране - это 82% от общей численности детей в Украине. Если в 2010-м году охват детей колебался в районе 63% по стране, то сейчас, по данным государственной статистики, мы имеем показатель 82%, как в "старых" странах Евросоюза.

Если брать не только детские сады, а все формы дошкольного образования (я имею в виду нулевые классы, классы подготовки дошкольников), то общий процент на сегодняшний день 85,3% по всем категориям детей.

Кроме того у нас практически стопроцентный охват пятилетних детей дошкольными формами воспитания по всем областям - 99%.

В каких регионах наибольшая нехватка мест в детсадах?

- Самая большая очередь во Львовской области. Там примерно 120 детей на 100 мест дошкольных учебных заведений.

Еще одно очень важное: мы обязали все областные управления образования создать электронные записи детей в дошкольные учреждения. Особенно эффективно, скажем, в Днепропетровске, Кировограде, Сумах и Харькове это сработало. Потому что некоторые родители по старой памяти записываются сразу в два-три дошкольных учреждения. И получается, что вроде бы очередь большая, а на самом деле один ребенок в листе ожидания в нескольких детсадах. Когда будет единая система, электронные порталы, это даст возможность серьезно сократить очереди.

Когда в украинских школах последние классы станут профориентационными, чтобы ученики более осознано подходили к выбору профессии?

- Это огромная серьезная проблема, и она будет решаться постепенно с движением нового стандарта по линейке школьного образования. В прошлом году 1 сентября на новый стандарт перешла начальная школа - по нему начали учиться все первоклассники. Это значит, что иностранный язык во всех школах вводится с первого класса, а со второго класса - информатика. Кстати, родительская реакция положительная. И я благодарен коллегам по правительству, особенно Министерству финансов за поддержку, потому что это большое количество дополнительных средств: далеко не все учителя начальной школы могут сами вести уроки иностранного языка, нужны дополнительные часы для предметников иностранного языка.

С 1-го сентября этого года на новый стандарт переходит базовая школа с пятого класса. Это значит, что с пятого класса во всех школах будет обязательно изучаться второй иностранный язык по выбору школы, здесь свобода - можно выбирать любой из европейских языков, русский язык.

Кроме того, по новому учебному стандарту, 50% всей учебной нагрузки может выбирать школа как вариативную часть. Но это не значит, что половину учебной нагрузки можно занять уроками кройки и шитья или аэробики, просто школы могут выбрать из перечня предметов. Раньше 70% обязательных предметов определяло государство, и только 30% занимала вариативная часть.

Это реальный переход к профильной школе и профессиональной подготовке, профессиональной ориентированности учащихся старших классов.

То есть у вас в школе, гимназии, лицее есть сильный учитель биологии и химии, это говорит о том, что в вариативной части можно выбрать, чтобы в классе каждый день был урок химии и биологии. И постепенно эта школа станет химико-биологическим лицеем.

Я думаю, что таким образом мы придем в старших классах к профессиональной ориентированности выпускников.

Какие новые программы обмена появились между украинскими и зарубежными вузами?

- Пирамида программ обмена между университетами строится из нескольких этажей. Первое: мы поддерживаем и развиваем двухсторонние связи украинских и зарубежных университетов. Например, Харьковский национальный экономический университет (ХНЭУ) имеет программы обмена и двойные дипломы с тремя крупными университетами Европы (Страсбургский и Лионский университеты, Венский технический университет). Я думаю, что в течение ближайших двух лет 25% выпускников ХНЭУ будут получать дипломы о высшем образовании украинские и французские, украинские и австрийские. Это хорошие показатели.

Киевский национальный университет экономики и торговли такой же обмен проводит с университетом Франции Клермон-Ферран. И количество университетов, которые имеют постоянные обмены, двойные дипломы, серьезно возросло. Сейчас порядка 120 таких университетов в Украине.

Второе: государственная программа обучения и стажировки студентов старших курсов и аспирантов в лучших зарубежных университетах. Она действует на конкурсной основе. По предложению Министерства образования и науки Кабинет министров утвердил девять основных направлений обучения (биотехнологии, нанофизика, наноэлектроника, компьютерные науки, энергосберегающие технологии, возобновляемая энергия, гуманитарное только одно - европейское право). Министерство разработало положения о конкурсе, которые включают уровень успеваемости, свободное владение иностранным языком, в страну которого планирует поехать на учебу студент или аспирант, наличие научных публикаций, исследований, конкурсные работы. Студенты и аспиранты проходят три этапа конкурса: внутри каждого университета, в рамках региона, а на третьем этапе конкурсная комиссия при министерстве отбирает тех, у кого наиболее высокие результаты.

Если в первый год у нас было порядка 500 заявок, то в прошлом году на конкурс пришло около 7 тысяч, а мест согласно бюджетной программе в первый год было 200, следующий год - 250, в прошлом году на учебу и стажировку мы направили 357 человек.

Приятно, что многие наши студенты и аспиранты продемонстрировали хорошие, настолько высокие знания, что получили возможность продолжить обучение без поддержки государства за счет различных европейских и университетских фондов, обменных программ.

Проблема в том, что они могут не вернуться после этого.

- Многие заключают договора с университетами. Если мы говорим о Болонской системе, о мобильности студента и аспиранта, то других шансов заставить учиться в том или ином университете, кроме как интересными условиями труда, возможностью продолжить научные исследования, я не вижу.

Третий уровень работы обменных программ - работа университетов по Tempus, Erasmus Mundus и ряду прочих программ Европейского Союза. Это тоже очень важное направление. На сегодняшний день более 60 украинских вузов активно работают в программе Tempus и обучают и магистров, и бакалавров.

Серьезные дотации Европейский Союз предоставляет нашим ближайшим пограничным соседям - странам Восточной Европы: Польше, Чехии, Словакии, Венгрии. И многие из них снижают стоимость контрактного обучения, пытаясь выманить, рекрутировать студентов. Такая проблема тоже есть.

Но если возвращаться к принципам Болонской системы как к свободной возможности студента учиться один семестр в украинском университете, второй - в чешском, третий - может быть, в немецком, то, кроме как повышением качества образования, никоим образом ориентировать студентов нельзя.

Украинское высшее образование выдерживает конкуренцию с другими странами, которые участвуют в Болонском процессе?

- Я думаю, что украинское высшее образование вполне конкурентоспособное. Об этом, в первую очередь, свидетельствует все возрастающий приток иностранных студентов. Если мы в 2010-м году имели около 40 тысяч иностранных студентов, то сегодня в Украине учится 61 тысяча иностранных студентов из 152-х стран мира. Более 4 тысяч студентов из стран Европы. Конечно, большинство - из стран Азии, Африки, постсоветских стран.

Например, позитивная динамика привлечения студентов из Туркменистана, которых практически во всех вузах хвалят и считают старательными, обучаемыми, работоспособными.

У нас было три года назад немногим более 4 тысяч туркменских студентов, сейчас - около 13 тысяч Они обучаются на инженерных, строительных специальностях, металлообработке, машиностроении, специальностях, связанных с электротехникой и механикой.

Чтобы четко представить себе: только в 2012-2013 учебном году, по данным государственной статистики, за свою учебу иностранные студенты заплатили в Украине более 4 миллиарда гривен. Динамика каждый год - плюс 500 миллионов гривен.

В советское время иностранных студентов в Советском Союзе было примерно столько же, сколько сейчас в одной Украине. В Киеве в советские времена обучалось порядка 7,5 тысячи иностранных студентов, на сегодняшний день их количество составляет 8,8-9 тысяч человек. А вот Харьков, например, в четыре раза увеличил количество иностранных студентов - с 5 тысяч до 20 тысяч.

Помимо финансовой выгоды, увеличение количества зарубежных студентов - это возможность продвигать имидж страны и перспектива участвовать в дальнейшем в различных экономических проектах.

К примеру, данные по не самому большому поставщику иностранных студентов в Украину Королевству Марокко: 2010-2011 год - порядка 400 студентов, 2011-2012 год - около 600 и 2012-2013 - 680 студентов. При том, что уровень жизни в Марокко позволяет выбирать между украинским образованием и французским, украинским и испанским, украинским и итальянским.

На каком уровне на сегодняшний день находится школьное образование в Украине по сравнению с другими странами?

- Мы добились участия в мониторинге качества обучения математике и естественных наук TIMSS (Trends in international mathematics and science study). Он является самым масштабным проектом и проходит в старшей школе (8-е классы) почти в 70 странах.

Существует международный мониторинг исследования качества чтения и понимания текста PIRLS (Progress in international reading literacy study), который проводится среди восьмиклассников в 50 странах мира.

Для начальной школы есть мониторинг PISA (Programm for international student assessment) - международная программа изучения и исследования учебных достижений учеников. Это также дает дополнительные объективные сведения.

В TIMSS ранее мы дважды принимали участие - в 2007-м и в 2011-м годах. В 2011-м году особенно показательно, потому что уже год работала государственная программа повышения качества преподавания математики и естественных предметов в школе. Тогда в мониторинге участвовало 3,5 тысячи учеников 8-х классов из 150 средних общеобразовательных школ всех областей Украины, городов Киев и Севастополь. Важно, что все 150 школ-участниц были отобраны канадским центром статистики - это правило, так делается во всех странах. По результатам исследования 2011-го года, украинские восьмиклассники повысили результаты по математике на 17 баллов и по естественным наукам на 16 баллов. Это позволило украинской системе высшего образования в международном рейтинге TIMSS по математике подняться с 25-го места на 19-е, а по естественным дисциплинам с 19-го на 17-е место. В принципе, это хорошо.

comments powered by HyperComments

Последние