ЯНУКОВИЧА ВСЕМИ СИЛАМИ ПЫТАЕТСЯ ЗАДОБРИТЬ ЗАПАД

09.10.2012 11:30

Команда нынешнего президента Виктора Януковича всеми силами пытается задобрить Запад, предлагая усилить независимость украинской судебной системы даже через изменения в Конституцию. Правда, США и Европа уже неоднократно давали понять, что способны отличить красивые слова и процедуры, записанные в законах, от реального положения дел в Украине и украинском правосудии. Ведь как ни меняй слагаемые местами, сумма контроля нынешней украинской власти над судами и судьями фактически никак не меняется.

Фото ukrafoto.com

Советник президента Андрей Портнов, являющийся одним из ключевых авторов судебной реформы-2010, озвучил инициативы главы государства Виктора Януковича по изменению раздела «Правосудие» в Основном законе страны. В частности, господин Портнов подчеркнул, что президент инициирует исключение Верховной Рады и других политических органов из процедуры назначения и избрания судей.

«Предлагается вообще отменить назначение судей на первый пятилетний срок и сразу избирать их бессрочно по новой процедуре. Соответствующие решения будет принимать Высшая квалификационная комиссия судей (ВККС) в том порядке, в котором она сегодня уже работает. Затем решение принимает Высший совет юстиции (ВСЮ), который уже в новом составе должен быть сформирован с большинством судей. После этого президент будет подписывать акт (об избрании судьи. «і»), что будет носить исключительно церемониальный характер», — так разъяснил Андрей Портнов ключевые законодательные предложения главы государства.

Ранее «і» уже касались этой темы, делая больше акцент на том, какие реальные намерения имеются сегодня у людей, пребывающих у власти; какого характера и объема дивиденды они из этой самой власти извлекают и какого рода законы в итоге произрастают из всей этой закваски.

Но при этом важно напомнить, что новые законодательные инициативы президента в сфере правосудия тесно связаны и с другой плоскостью — текущими проблематичными взаимоотношениями Украины и Запада. Ведь судебная реформа стала первым серьезным реформаторским шагом, предпринятым регионалами после победы Виктора Януковича на президентских выборах-2010. Из-за этого украинская судебная система сразу же стала объектом самого пристального внимания со стороны США и Европы.

И первые критические оценки со стороны Запада не замедлили проявиться еще в 2010 г., когда ведущие западные политики старались, кажется, осторожно высказываться по поводу — новой власти в Украине, давая ей шанс самостоятельно стать на демократический путь развития и перевести на эти же рельсы развитие украинского государства и общества. То, что в конце 2010 г. высказывалось еще достаточно дипломатично, в 2011 г. высказывалось влиятельными представителями Запада уже жестко и откровенно.

В целом, позицию Европы и США можно тезисно свести к следующему. Во-первых, в Украине нет независимого правосудия. И, более того, его просто не может быть в нынешних условиях, если сама украинская власть не поменяет своего мировоззрения относительно использования ею же властных рычагов в государстве. Т. е., грубо говоря, не перестанет использовать все и вся исключительно к своей необъятной выгоде.

Во-вторых, в Украине не существует цивилизованной системы разрешения конфликтов в обществе, и уж тем более системы разрешения конфликтов по образцу и подобию западных демократий. В частности, совершенно не в духе западного понимания демократии, что Верховный суд (ВСУ) — высший судебный орган в Украине — фактически одним росчерком пера лишают чуть ли не всех полномочий и тем самым отрезают от остальной судебной системы страны. И уж тем более не в духе западных демократий тот вопиющий шантаж, который оказывался на судей ВСУ, дабы они после выборов-2010 сняли своего председателя, экс-бютовца Василия Онопенко. Также не в духе западных демократий, что в руках конкретных и легко идентифицируемых представителей нынешней власти находятся все важнейшие рычаги влияния на карьеру и профессиональную деятельность всех без исключения судей страны.

Европейский союз неоднократно предлагал исправить нынешней власти в Украине — как правило, посредством резолюций Венецианской комиссии. В этих резолюциях уже неоднократно говорилась и о политических органах — президенте и парламенте, имеющих мощное влияние на кадровые процедуры в судах. И о том, что в Украине нет достаточно независимого органа в пределах судебной системы, который бы принимал решения и по назначению новых судей, и по привлечению их к ответственности и т. д.

Но главное послание, которое Запад в разной форме и со всех сторон пытается донести до украинской власти — мы видим, что и зачем вы реально сделали из украинских судов, и мы не собираемся соглашаться с таким положением дел.

Ныненяя украинская власть вряд ли может пойти на безоговорочное выполнение требований Запада, не рискуя при этом остаться не только без судебной системы, но и без всех ключевых органов власти в придачу. Равно как и без выгод, извлекаемых из всех имеющихся властных полномочий. Посему регионалам, кажется, только и остается, что всеми силами создавать бурную деятельность по реализации требований Запада, но с одной маленькой оговоркой – эта бурная деятельность будет длиться долгие и долгие годы.

В этом, кажется, и состоит главная суть напряжения между Западом и Украиной, которое постоянно ощущается фактически с конца 2010 г. И которое вряд ли так уж безобидно обойдется для регионалов на разных общенациональных выборах, если действующая властная команда не в шутку, а всерьез не проникнется идеей реального внедрения демократии на территории Украины.

Читать полностью на http://politika.eizvestia.com/full/vlast-pytaetsya-prognutsya-pered-zapadom

comments powered by HyperComments

Последние