СТРАННОСТИ И ЗАГАДКИ ГОСБЮДЖЕТА-2012

25.12.2011 11:42

Верховная Рада Украины приняла государственный бюджет на 2012 год. По сравнению с проектом бюджета, подготовленным Кабмином, были существенно сокращены расходы Министерства обороны (на 1 млрд. гривен), Министерства здравоохранения (почти 2 млрд. гривен), Министерства аграрной политики (почти 4 млрд. гривен). Но при этом увеличен бюджет МВД и расходы на содержание судов.

 

«ФЛОТ2017» поинтересовался мнением экспертов: какова их общая оценка бюджета, и о чем свидетельствует стремление урезать расходы на оборону и другие сферы, с одновременной поддержкой правоохранителей?

 

Исполнительный директор Центра прикладных политических исследований "Пента" Александр ЛЕОНОВ:

 

- К сожалению, государственный бюджет Украины на 2012 год трудно назвать бюджетом развития и бюджетом каких-то экономических прорывов. Не смотря на то, что власть декларирует экономический рост, ничто не свидетельствует о том, что этот экономический рост нам действительно «грозит».

 

В течение этого года у Министерства здравоохранения Украины не хватало средств даже на закупку вакцин в необходимом количестве. И поэтому после сокращения их бюджета на 2 миллиарда гривен не совсем понятно, каким образом Минздрав будет справляться со своими проблемами в следующем году. О проблемах Министерства обороны вообще устали говорить и слушать. Неоднократно говорили о том, что армия Украины, в нынешнем состоянии боеготовности, не способна оказать отпор любому противнику, будь то серьезному или не очень. Даже на пенсионное обеспечение граждан снизили расходы, и это притом, что власть уже пообещала повышение размера пенсий для большинства категорий.

 

Вывод из этого всего один – дела украинской экономики совсем не хороши. В свете неудачных переговоров с россиянами о цене на газ, корректировка госбюджета свидетельствует о том, что нынешняя власть пытается изыскать дополнительные средства, чтобы удержаться на плаву. Именно поэтому я не стану давать оптимистический прогноз исхода газовых переговоров для Украины. Нашим соседям спешить некуда и они будут просто ждать, когда Украина согласится на капитуляцию. Вряд ли стоит ожидать уменьшения цены на  российский газ, равно как и корректировки госбюджета в положительную сторону.

 

Государственный бюджет Украины 2012 года можно назвать «бюджетом ожидания кризиса» и попытки подкормить свою последнюю опору. МВД и суды - это та сила, на которую украинское руководство пытается опереться, к сожалению, не понимая, что на такой не очень устойчивой «опоре» трудно удержаться у власти в современном мире.

 

Директор социологической службы «Украинский барометр» Виктор НЕБОЖЕНКО:

 

- Ничего не вижу экстраординарного в том, что в полицейском государстве, каковым и является Украина, увеличили статью расходов на содержание судов и силовых структур.

 

В Украине силовики, милиция, прокуратура, кроме чудовищной коррупционной ренты с государства и общества, имеют еще и привилегированное бюджетное финансирование. Это очень опасный процесс, поскольку он не проходит безнаказанно для общества. Потому как чем больше полицейское государство пожирает средств, тем больше ему нужно, оно же не исходит из принципа эффективности.

 

Это приводит к росту социальной напряженности в стране и несет колоссальную экономическую нагрузку на государство в целом. В сокращении расходов на нужды Минобороны также не вижу ничего удивительного - полицейское государство самоутверждается еще и за счет резкого ухудшения отношения к армии, как к институту. В полицейском государстве армия должна носить минимальный характер – в виде роты почетного караула.

 

Эксперт Центра военно-политических исследований Виктор ЛОГВИНЕЦ:

 

- Самая большая странность бюджета-2012 в отношении финансирования силовых структур состоит в том, что не совсем понятно: что именно финансируется. Нам говорят, что речь идет не только о «бюджете проедания», но и «бюджете развития». Но как можно развивать, например, Вооруженные силы, если нет стратегического видения, какими должны быть эти структуры, более того, - какие задачи они должны выполнять, какова их перспективная структура и оснащение?

 

Янукович и его команда, судя по полуторагодичному «блужданию» по кабинетам проектов различных базовых документов в сфере обороны, никак не могут понять – а зачем вообще Украине нужна армия? То же и с милицией: полтора года мы слышим высокие разговоры о том, что крайне необходимо реформировать это ведомство, но в реальности на сегодня там, извините, и конь не валялся.

 

Что касается содержания Вооруженных сил и МВД, то логика этой власти понятна. Эта власть – власть тактиков, но не стратегов, и это касается всех сфер жизнедеятельности державы. Она не видит на сегодня военных угроз, значит, по ее мнению, и армия не особо нужна. Зато она отлично видит угрозы для себя от собственного народа, в котором резко возрастает недовольство, а потому и будет делать ставку на МВД.

 

Но тут власть сама себя загнала в угол. Как мы упоминали, в крайней неэффективности МВД на сегодня убедились все, включая и руководство державы, и самого ведомства. И без серьезной реформы сколько денег в милицию не вливай, результат будет прежним. Более того: при нынешней многочисленности милиции повышения финансирования все равно не хватит для того, чтобы платить ей нормальные зарплаты. А потому попытка «приласкать» МВД все равно не даст никаких результатов – рядовые милиционеры заботы власти не почувствуют, а значит, лояльней не станут

comments powered by HyperComments

Последние