«В БАЗЕ ДАННЫХ УЖЕ ЕСТЬ ИНФОРМАЦИЯ О 14 МИЛЛИОНАХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, А ВНЕСТИ НАДО СВЕДЕНИЯ ЕЩЕ О 17 МИЛЛИОНАХ»

05.10.2011 09:50

Началась работа по введению норм вступившего в силу Закона Украины «О Государственном земельном кадастре»

«ФАКТЫ» уже рассказывали о новом Законе Украины «О Государственном земельном кадастре». После принятия данного важного документа многие владельцы земли забеспокоились: не будет ли нарушено их право собственности в ходе нового этапа земельной реформы? В редакцию все чаще звонят читатели и задают вопросы, связанные с введением кадастра и скорой отменой госактов на землю. За ответами мы обратились к специалистам.

Для начала стоит напомнить, что Государственный земельный кадастр — это единая государственная система сведений о землях в границах Украины, их целевом назначении, ограничениях в их использовании, а также об их количественных и качественных характеристиках, денежной оценке и распределении между собственниками и пользователями. В Государственный земельный кадастр вносится информация о каждом земельном участке, которому присваивается кадастровый номер.

О некоторых правовых аспектах перехода права собственности на землю «ФАКТАМ» рассказал президент Ассоциации «Земельный союз Украины» Андрей Кошиль.

— Возникнут ли проблемы у землевладельца, если выяснится, что сведения об участке, указанные в госакте и кадастре, отличаются?

— Хочу отметить, что в первую очередь будет приниматься во внимание информация, содержащаяся в базе данных земельного кадастра. По официальным данным, около 17 миллионов участков еще не зарегистрированы в кадастре. В основном это земля, документы на которую выдавались до 2003-2004 годов. Гос-акты на такие участки не имеют кадастрового номера. Информация о них хранится на бумажных носителях в сельсоветах или других организациях, но государство располагает не всей информацией об этих участках, и в электронной базе их нет. В результате на некоторые участки выданы повторные госакты, нередко случается, что наделы накладываются друг на друга.

Поэтому я бы рекомендовал тем людям, на чьих правоустанавливающих документах еще нет кадастрового номера, обратиться в органы земельных ресурсов и получить справку о присвоении номера. Или можно поменять старый госакт на новый, поскольку в процессе замены бланка информация об участке обязательно регистрируется в электронной базе данных и ему присваивается кадастровый номер. При этом также выясняется, не накладывается ли данный участок на соседние, нет ли других проблем.

— Предположим, два соседа получали госакты еще до 2002 года. Один из них обратился в органы земельных ресурсов и оформил кадастровый номер. Позже и второй решил внести информацию в электронную базу, но тут выяснилось, что часть его участка уже зарегистрирована как собственность соседа. Что делать для решения данной проблемы и кто в итоге станет собственником спорной земли?

— В этой ситуации владельцем будет тот человек, который первый зарегистрировал свой участок в кадастре. Ведь не секрет, что есть случаи, когда на один участок выдавалось два государственных акта и даже более. Поэтому с получением кадастрового номера лучше не тянуть.

— А есть ли смысл менять старый госакт на новый, если согласно закону о земельном кадастре с 2013 года все данные будут храниться только в кадастре и бумажные акты вовсе прекратят выдавать?

— Если вы не собираетесь продавать, дарить либо другим способом передавать право на свою землю, то оформлять новый госакт не обязательно. Более того, для этих операций достаточно получить справку о присвоении кадастрового номера. Однако некоторые чиновники настаивают именно на выдаче нового госакта, убеждая людей в том, что иначе они не смогут реализовать свое имущество. Как правило, за такие услуги требуют дополнительную плату.

Хочу отметить, что, к сожалению, сейчас возникает немало проблем с получением кадастрового номера, так как Центр земельного кадастра перегружен работой, связанной с внесением в базу данных информации, поступающей из региональных управлений земельных ресурсов. Это временные проблемы, но их нужно учитывать. С другой стороны, начинает внедряться новая автоматизированная система ведения Государственного земельного кадастра, позволяющая существенно сократить время на внесение данных. А значит, и задержки с присвоением кадастрового номера, надеемся, скоро исчезнут. Также после того, как полностью вступят в силу положения Закона «О Государственном земельном кадастре», время обработки заявок на внесение информации не должно будет превышать 14 рабочих дней. В противном случае государственный кадастровый регистратор (новая должность, введенная законом) будет нести персональную ответственность. Так что, полагаю, в ближайшее время ситуация с оформлением земли существенно улучшится.

— Кстати, законом установлено, что Киев ведет собственный земельный кадастр. Почему так произошло и не будет ли эта самостоятельность иметь негативные последствия для столичных землевладельцев?

— Согласно закону создающийся кадастр — собственность государства, за которую отвечает Государственное земельное агентство. В столице сложилась особая ситуация: местный (коммунальный) кадастр довольно долго работает стабильно и качественно. Наверное, учитывая этот фактор, а также особый статус столицы, было принято решение продлить функционирование столичного кадастра до 2020 года. Затем киевский кадастр будет передан государству.

— Нередко читатели обращаются с вопросом: кто же теперь будет регистрировать право собственности — Государственный центр земельного кадастра или Министерство юстиции, которому такие функции переданы законодательством? Кроме того, есть немало вопросов о самой процедуре перехода права собственности на землю. Так как и в какой последовательности будут проходить сделки?

— Со следующего года продавец и покупатель для совершения сделки станут обращаться напрямую к нотариусу, который получит доступ к базе земельного кадастра, а значит, будет знать, кому принадлежит участок и какие ограничения либо запреты на него наложены. Если продавец действительно является владельцем земли и вправе ею свободно распоряжаться, нотариус сможет зарегистрировать сделку прямо на месте. Брать дополнительные справки в земельных органах не придется.

До начала 2013 года, пока будут выдаваться бумажные акты, по всей видимости, сохранится процедура, при которой во время регистрации сделки у нотариуса на бланке акта будет делаться передаточная надпись. С этим актом и нотариально заверенным договором новый собственник обращается в органы земельных ресурсов для регистрации.

Хочу подчеркнуть, чтобы избежать путаницы: новый закон подразумевает единую электронную базу, в которой будет храниться исчерпывающая информация о земле и о ее собственниках. Однако технические сведения об участках, о почвах, ограничениях в использовании будут вноситься органами земельных ресурсов, а учет прав собственности станут осуществлять органы Министерства юстиции.

Стоит отметить, что, действительно, недавно была введена новая программа приема и обработки документов для внесения в единую базу данных. Подробнее о ней рассказал директор департамента Государственного земельного кадастра Государственного земельного агентства Украины Игорь Долинский:

— Внедрение автоматизированной системы ведения Государственного земельного кадастра существенно сократит время работы с документами. Раньше специалисты районных отделов были вынуждены везти документы в область на проверку, а затем доставлять их обратно, при этом значительная часть работы происходила «вручную», что увеличивало вероятность ошибок. С введением же вышеуказанной системы документы отсылаются и проверяются автоматически. Это сокращает время и практически исключает ошибки.

Кроме того, автоматизированная система предполагает строгое соблюдение очередности выдачи документов и делает невозможным их оформление без очереди. В дальнейшем работа по принципу единого окна значительно упростит процесс общения граждан с государственным органом, ведь подавать и забирать документы они будут у одного человека — кадастрового регистратора.

Сейчас в базе данных уже есть информация о 14 миллионах земельных участков, а внести надо сведения еще примерно о 17 миллионах. Причем в основном это данные на бумажных носителях, которые следует оцифровать и проверить. Кроме того, система кадастра наполняется качественным картографическим материалом. А на это также требуется время.

 

comments powered by HyperComments

Последние