ПОЧЕМУ ДОРОЖАЕТ БЕНЗИН

28.01.2011 11:15

В январе цены на моторное топливо в рознице повысились на 30-40 копеек. Самый популярный бензин марки А-95 продается на заправках по 8,75 грн./л, дизельное топливо - 8,20 грн./л. Рост цен, наблюдаемый в мире с августа 2010 г., достиг своего пика. Бензин подорожал за эти пять месяцев на 0,95 копеек, и при этом примерно треть этого прироста  обеспечил первый месяц нового года.

Основным фактором изменения ценников на АЗС стали оптовые цены. По данным компании «Концерн Галнафтогаз» (управляет заправками ОККО), с августа 2010 г бензин А-95 в закупке стал дороже на 160 долларов на тонне, или на 1,15 грн./л. «Таким образом, динамика цен на топливо в Украине отстает от мировых тенденций», - пояснил руководитель маркетингового департамента компании Васыль  Дмытрив.

«Участники рынка боятся повышения не меньше, чем потребители, так как дороговизна автоматически снижает продажи, а именно оборот кормит эту отрасль», - объясняет отставание розничных цен от мировых тенденций директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн.

Внутренние резервы

Со взлетом цен на нефть на мировом рынке до 100 долл. за баррель совпал во времени фактор внутренний – Налоговый кодекс повысил акцизы на нефтепродукты с нового года почти на 40%. Это дает еще плюс 48 коп. к стоимости литра бензина и 12 коп. к цене дизеля. С нового года также впервые введен еще один налог, пускай и не очень большой (3-5 коп. на литре в зависимости от вида топлива). Вот как раз он (а не возросший акциз)  и компенсировал отмену транспортного сбора, составлявшего в цене около 6 коп. при среднестатистическом пробеге автомобиля.

Сухая математика позволяет подсчитать, что с августа прошлого года, когда бензин А-95 стоил 7,8 грн. за литр, есть все основания добавить 1,6-1,7 грн. за счет роста оптовых цен и налогов. В итоге справедливая цена бензина отвечает уровню 9,4-9,5 грн. за л. Такая же арифметика по дизелю выводит на цену 8,4 грн./л.  «Можно ожидать, что цены на горючее достигнут этого уровня уже в начале февраля и, если стоимость нефти на мировых рынках стабилизируется, подорожание прекратится», - отметил директор консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн.

Но в ценовой формуле на топливо может появиться новая составляющая. Министерство энергетики и угольной промышленности предложило ввести пошлину в 130 евро на тонну при импорте бензина и 80 евро - дизельного топлива. По расчетам экспертов, это даст дополнительно к цене бензина примерно 1,2 грн., дизеля - 80  копеек. В итоге бензин может подорожать до 10,6 грн/л, ДТ - до 9,4 грн./л.

Не менее крупный риск заключается в том, что на смену сегодняшним поставкам топлива из 15 источников, из которых порядка 10 - это импорт из разных стран, может прийти полная зависимость от трех украинских производителей, питающихся все той же импортной нефтью. «Мы столько лет уходили от этого, диверсифицировали рынок, а сегодня собираемся идти обратно к монополии», - говорит Куюн.

Потребителей ожидает и еще один «минус»: уменьшение доли качественного топлива на рынке. «С каждым годом в Украине растет количество автомобилей, рассчитанных на потребление топлива, соответствующего стандартам не ниже Евро-4. Украинские заводы пока не способны обеспечивать потребности автолюбителей в этой продукции, поэтому основная ее часть завозится из Европы. В случае введения пошлин доступ качественного горючего в нашу страну будет ограничен», - поясняет Васыль  Дмытрив.

Эксперты прогнозируют также рост контрабанды, серых схем импорта, что приведет к снижению поступлений в бюджет страны.

Альтернативный план для отрасли

Вместе с тем существуют и альтернативные рецепты стабилизации ситуации на рынке нефтепродуктов. «Прежде всего, необходимо создать равные условия для всех его участников - и производителей, и импортеров. Только в этом случае у НПЗ будут стимулы для модернизации, что позволит в будущем рассчитывать на наполнение рынка качественными отечественными нефтепродуктами», - отмечает руководитель сети АЗС Shell в Украине Вильям Козик.

По словам Сергея Куюна, поддержать начинания заводов по улучшению производственных мощностей можно путем предоставления им налоговых льгот на ввоз и растаможивание оборудования. «Соответствующий законопроект пылится в Верховной Раде еще с 2007 г. Думаю, государственным чиновникам пора бы уже вспомнить о нем», - отмечает эксперт.

По его словам, еще одним стимулом для повышения качества продукции отечественными НПЗ может стать введение дифференцированного акцизного сбора на бензины в зависимости от экологических характеристик. К слову, данная мера уже успела себя успешно зарекомендовать на примере дизельного топлива: с введением дифакциза доля качественного ДТ на рынке стала резко расти и сегодня превышает 70%.

 Кроме того,  полноценное функционирование рынка нефтепродуктов невозможно без эффективного государственного контроля качества топлива на АЗС и борьбы с нелегальными и льготными поставками топлива.

comments powered by HyperComments

Последние