УВЛЕЧЕНИЕ 3D ВЕДЕТ К СЛЕПОТЕ

16.02.2010 13:15

Разработчик компьютерных игр и один из создателей языка для моделирования виртуальной реальности VRML, Марк Пеши хорошо представляет себе технологии, стоящие за 3D-фильмами. По своей сути стерео-телевидение, которое только-только проникает в повседневную жизнь, мало отличается от 3D-кино. Эксперт утверждает, что 3D-телевидение, в отличие от кино, представляет большую опасность для здоровья человека.

Трехмерная технология стала модной после того, как "Аватар" Джеймса Кэмерона стал самым кассовым фильмом за всю историю кино. На последней выставке CES, самыми популярными новыми игрушками, были 3D-телевизоры, 3D-плееры и удобные 3D-очки для гостиной. Начать 3D-вещание уже в этом году пообещали как минимум три американских кабельных сети - для тех немногих, у кого имеются 3D-телевизоры. Теперь, когда все уже приобрели большие плоскоэкранные телевизоры, 3D - это следующий логический шаг, необходимая модернизация от производителей, которые видят в новинке очередную большую находку, которая позволит нам всем идти в ногу с прогрессом.

По всей видимости, человечество намерено вступить в эпоху 3D. По меньшей мере, так это и выглядит. Однако нам следует надеяться, что этого не произойдет, уверяет специалист. А все потому, что 3D - вредная новинка. Конечно же, кто-то выскажет свое возмущение, усомнится в справедливости предыдущего утверждения. Их основной аргумент: разве реальный мир не является 3D? Реальный мир предметов, несомненно, трехмерен. Однако на этом сходство и заканчивается. Картинка на киноэкране (а вскоре и по телевизору) - весьма примитивная трехмерность. В этом то и проблема.

Эксперт вспоминает, как в 90-х он серьезно занимался разработками "виртуальной реальности" - еще одной технологии, которая должна была стать очередной большой находкой производителей развлечений. В то время он помогал компании Sega разрабатывать шлем-дисплей (причудливый головной убор для виртуальной реальности), который мог подключаться к консоли Sega Genesis (она же Sega Mega Drive). Работа шла превосходно, до тех пор, пока прототипы не были отправлены на испытания, говорит он.

Технология стереоэффекта, которую можно обнаружить в кинотеатрах или 3D-телевизорах, аналогична той, что использовалась в шлемах виртуальной реальности - параллакс. Ее суть в том, что каждый глаз получает свою, чуть отличающуюся от другой, картинку, и благодаря этому отличию в вашем мозге формируется восприятие глубины. Однако, важно понять, насколько сложным в действительности является восприятие глубины у человека.

Существуют десятки оттенков глубины, которые мозг человека использует для определения расстояния до предмета. Параллакс - это всего лишь один из таких оттенков, утверждает специалист. В связи с тем, что кино- и телевизионные технологии используют лишь оттенки глубины, основанные на параллаксе, вашему мозгу, по сути, приходится игнорировать несколько других оттенков, в то время когда вы погружены в мир "Аватара". Поэтому "трехмерка" в фильмах кажется не совсем правильной. Фактически мозг сражается с разумом и в конечном счете "сбивается с толку", со временем просто игнорируя остальные оттенки.

Однако проблема в том, что когда кино заканчивается, и вы снимаете очки, ваш мозг все еще продолжает игнорировать все эти оттенки восприятия глубины. Скорее всего, со временем он придет в норму. У кого-то быстро, у кого-то через несколько часов. "Бинокулярная дисфория" - это плата за обман мозга, который заставили поверить в иллюзию 3D. Бинокулярная дисфория будет частью этого процесса, до тех пор, пока кто-то не придумает какой-то другой вид 3D-отображения (многие пытались, но, ни у кого ничего путного не вышло).

Возможно, это не настолько серьезно, если вы собираетесь смотреть фильм в кинотеатре (хотя это может привести впоследствии к нескольким "поцелуям" на автостоянке), но это очень важно, если вы будете подвергаться такому воздействию часами, каждый день, глядя в телевизор, уверяет эксперт. Практически гарантированно мозг настолько запутается в оттенках глубины, что вы заработаете хроническую форму бинокулярной дисфории. Именно об этом тестеры сообщили компании Sega и ее система виртуальной реальности, о которой было объявлено с большой помпой, так и не дошла до рынка.

Одно из самых больших развлечений молодежи - это видеоигры. Дети, с их исключительно податливой нервной системой, играя в эти игры ежедневно часы напролет, потенциально могут получить необратимые повреждения, если будут постоянно и длительно подвержены воздействию системы, которая вызывала бинокулярную дисфорию у пользователей. Специалист обеспокоен тем, что 3D-телевидение рекламируется как образовательное - канал Discovery объявил, что начнет 3D-вещание в середине этого года. А ведь оно может повредить растущим умам, которые призвано просвещать.

Эксперт возмущен тем, что все это продвигается без какой-либо мысли о потенциальных угрозах для здоровья, которые представляет продолжительное воздействие 3D. Заставляет задуматься тот факт, что ни один из производителей телевизоров не провел ни одного испытания, касающегося здоровья и безопасности. Таким образом, произойдет одно из двух: либо 3D-телевидение быстро и тихо исчезнет с рынка, из рекламы товаров и из планов вещания, либо нам вскоре предстоит крупнейший в истории процесс по групповому иску, когда миллионы детей по всему миру поймут, что их телевизоры навсегда повредили их восприятие глубины. Марк Пеши надеется, что домашнее 3D умрет тихой смертью.

Подробности

По материалам: Вебпланета

comments powered by HyperComments

Последние