"ПРЕЖДЕ ЧЕМ НАПИСАТЬ ПОРТРЕТ ИВАНА МАЗЕПЫ, Я ПОЧТИ ДВАДЦАТЬ ЛЕТ ИЗУЧАЛ ВСЕ, ЧТО СВЯЗАНО С НИМ. УЗНАЛ, К ПРИМЕРУ, ЧТО ДОЛЖНОСТЬ ГЕТМАНА СТОИЛА ЕМУ ДЕСЯТЬ ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ"

09.10.2009 12:45

Увидеть это полотно и десятки других работ кисти заслуженного художника Украины Николая Подгорного можно на персональной юбилейной выставке, которая открылась в Полтавском художественном музее

Анна ВОЛКОВА "ФАКТЫ" (Полтава)

Николай Подгорный всегда выделялся своей внешностью. Одевался по последней моде, с длинными волосами, собранными в хвост, да еще и с выбеленной прядью на бороде. Однажды Полтавский горком комсомола не побоялся пригласить неформального Подгорного возглавить жюри конкурса красоты. С тех пор вот уже двадцать лет он оценивает женскую красоту. А нарисовал портрет всего одной девушки - победительницы конкурса. Говорит, просто рисовать красивую внешность не интересно - важно передать внутреннее состояние человека, а вот с этим как раз у юных конкурсанток проблемы...

Недавно заслуженному художнику Украины Николаю Васильевичу Подгорному исполнилось 65 лет. Он остриг поредевшие волосы, его борода почти вся поседела, но он все так же продолжает удивлять. Например, тем, что выставил себя обнаженным на публичное обозрение на персональной выставке в Художественном музее Полтавы...

"С 16 лет рисую обнаженную натуру и не стесняюсь того, что естественно"

Картины с обнаженной натурой кисти мастера висят в дальнем углу выставочного зала. На нескольких работах легко узнается сам автор. Он позволяет зрителю домысливать сюжеты.

- Красота - великое дело, - без ложной скромности говорит Николай Васильевич. - Я всю жизнь боролся с ханжеством, с 16 лет рисую обнаженную натуру и не стесняюсь того, что естественно. Любые запреты у меня вызывают протест. Поэтому и разговариваю исключительно по-русски, хотя прекрасно знаю украинский язык. Когда мне говорят: "Ты должен делать так-то и так-то", все равно поступаю по-своему.

- Вам позировали известные люди. Можете сказать, кто из них более капризен - мужчины или женщины?

- Не могу, потому что со мной никто не капризничал. Эти люди хорошо знали мои работы и полностью мне доверяли. Но в последнее время берусь за портреты все реже. Это требует неимоверной отдачи энергии. Когда у меня появляется интерес к человеку, я просто больной хожу, ночами не сплю...

- Вы много писали свою дочь. А почему на выставке нет ни одного портрета вашей жены?

- Мне всегда казалось, что у меня недостаточно таланта, чтобы передать ее внутреннюю красоту. К сожалению, скоро исполнится год, как супруга умерла...

Работы Николая Подгорного всегда были интересны как музеям, так и частным коллекционерам. Они сегодня находятся на всех континентах земного шара, за исключением Африки. Их видели жители многих зарубежных стран, но с некоторых пор художник перестал выставляться в Киеве. Считает, что столичные жители не проявляют достаточного интереса к выставкам картин современных украинских художников из провинции. Да и аренда зала в столице, транспортировка работ сейчас стоят дорого. Полтава - другое дело. Здесь и люди чаще ходят в Художественный музей, и проще решать финансовые вопросы.

- После каждой персональной юбилейной выставки Полтавский художественный музей у меня что-то покупает, - рассказывает Николай Подгорный. - В этот раз планирует приобрести десять графических портретов художников, творивших в Полтаве на стыке двух тысячелетий. А композицию о Николае Гоголе я подарю музею.

- Ваши картины дорого стоят?

- Я всегда был востребованным художником, поэтому не пошел преподавать изобразительное искусство в школу, как вынуждены были сделать многие мои коллеги еще в тот, первый, кризис начала девяностых годов. Да и теперь не езжу на юг подрабатывать, рисуя портреты отдыхающих. Хотя получить заказ сейчас - все равно, что выиграть машину в лотерею, большая редкость. Остается только творить в собственное удовольствие, а дальше как получится. Но одну сумму все же назову, поскольку знаю, что картину "Давид и Голиаф" никто не купит. Частным коллекционерам не нужно дома изображение отрезанной головы, а у музеев попросту нет таких денег. Поэтому могу в шутку сказать: эта работа стоит двести тысяч евро.

"Мне кажется, полтавчане откажутся от памятника Мазепе"

- В музее истории Полтавской битвы уже давно экспонируется написанный вами портрет Ивана Мазепы. Но известно, что прижизненных портретов гетмана Левобережной Украины петровской эпохи не сохранилось. Сейчас вы представили на выставке другой портрет Мазепы. Как возник этот образ?

- Всмотритесь в его лицо, - говорит художник. - В нем столько эмоций! И решительность, и ум, и хитрость, и жестокость, и трагизм... Это все соответствует действительности, поэтому нельзя сказать, что художник что-то придумал. Несколько лет назад оформители экспозиции Музея истории Полтавской битвы попросили меня выполнить композицию заданных размеров в стиле парсуны (произведение русской портретной живописи XVII века. - Авт.), для которого характерен поворот головы в три четверти. По описаниям, Иван Мазепа был ниже среднего роста, худощавый, с манерами шляхтича, с высоким челом и заостренным подбородком, носил усы в форме подковы (они назывались польскими) и польскую прическу (с выбритыми затылком и висками). Одевался скромно, но с достоинством. То есть при достаточном воображении профессиональный художник может написать портрет человека, обладающего известными внешними чертами. Но мне хотелось большего.

Прежде чем снова взяться за изображение гетмана, я почти двадцать лет изучал все, что связано с этой исторической личностью. Узнал, к примеру, что он дал российскому князю Голицину десять тысяч рублей, чтобы стать гетманом Левобережной Украины. Я сделал слайды со всех существующих репродукций портретов Ивана Мазепы, проанализировал конструкцию его черепа. Они были, на мой взгляд, идентичны! Я понял, что живописцы создавали образ гетмана по описаниям современников. Мне же нужен был живой человек, которым управляла судьба! И портрет, по мнению многих специалистов, удался.

- Накануне 300-летия Полтавской битвы в городе планировали открыть памятник Ивану Мазепе. Он давно отлит в бронзе, но так и не установлен, поскольку мэрия не может определиться с местом. Насколько мне известно, вы как член художественного совета при горсовете тоже приложили к этому руку.

- Это "совковая" привычка - все приурочивать к каким-то датам. Главное - торжественно все открыть, а там будь что будет. В данном случае этот вариант не прошел. У меня действительно есть серьезные замечания к памятнику, несмотря на то, что он победил во всеукраинском конкурсе и его автором является столичный скульптор Николай Билык, которого я глубоко уважаю. Но почти семиметровая фигура "идола с булавой" - это, во-первых, идеологический штамп. Во-вторых, он грешит против исторической истины - украинские гетманы не носили длинных волос. В-третьих, персонаж больше похож на гетмана Ивана Полуботка. И, в-четвертых, на Соборном майдане, где планировалось его устанавливать, пришлось бы корчевать деревья и сносить дома, чтобы обеспечить такому монументу архитектурную зону. Это в принципе невозможно.

Выход один - создавать новый памятник для Соборного майдана. Теперь мэрия собирается вынести этот вопрос на городской референдум. Но мне кажется, полтавчане вообще откажутся от памятника Мазепе - исторически сложилось так, что мои земляки сильно страдали от гетманов. В 1658 году Иван Выговский разорил и сжег Полтаву, в 1709 Карл XII совместно с Иваном Мазепой пытались штурмом захватить город...

- Николай Васильевич, многие художники рассказывают о мистических явлениях, которые преследовали их во время работы над картинами. С вами такое случалось?

- Знаете, мне приходилось рисовать масштабные полотна не только на приставных лестницах, но даже на лесах, и всегда все заканчивалось благополучно. А вот работая над образом Иисуса Христа, летящего к терновому венцу, два раза падал с лестницы. Мог сломать кости, но, слава Богу, обошлось. Видимо, какая-то высшая сила хранила меня. Больше не хочу развивать эту тему - опасно...

comments powered by HyperComments

Последние