НА КРЫМСКИХ ДОРОГАХ РЕКЛАМНЫХ ЩИТОВ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ

25.03.2008 15:25

Служба автомобильных дорог и Госавтоинспекция Крыма обнаружили, что рекламных щитов на дорогах полуострова на некоторых участках больше, чем дорожных знаков, причем почти треть их установлены незаконно. На полуострове размещены 4253 рекламных щита, из которых 1526 установлены вдоль автодорог и 2727 — на улицах населенных пунктов, 1427 — на улицах Симферополя.

Двигатель торговли стал тормозом автодвижения
    
    Крымские дороги перенасыщены информацией, которая не имеет никакого отношения к организации дорожного движения, говорит замначальника Службы автодорог в автономии Григорий Гавриленко. Причем на некоторых участках количество рекламных носителей превышает число дорожных знаков. Размещают рекламу не только на специальных конструкциях по обочинам дорог, но и на опорах троллейбусных линий, растягивая банеры над дорожным полотном. Словом, обживает двигатель торговли все, что можно и нельзя. Неудивительно, что в таком многообразии ярких картинок даже крымские автомобилисты не успевают заметить дорожные знаки, что уж говорить о приехавших издалека.
    Сложностей добавляет и природа: на полуостров частенько заглядывают штормовой ветер и непогода, устоять перед натиском которых рекламные щиты не могут. А поскольку расположены конструкции зачастую слишком близко к проезжей части, естественно, падать им приходится непосредственно на дорожное полотно. Это и движению мешает, и отнимает у дорожников силы и средства на ликвидацию последствий таких падений. Кстати, только вдоль дорог республиканского и государственного значения в Крыму установлены более 1100 рекламных щитов, из них со Службой автодорог в АРК согласована установка только 742 конструкций наружной рекламы. Остальные можно смело назвать незаконными, поскольку установлены они с нарушением действующего порядка.
    
    Документы есть…
    
    Порядок размещения наружной рекламы за пределами населенных пунктов прописан сразу в нескольких документах: типовых правилах размещения наружной рекламы, утвержденных Кабмином в 2003 году, Законе Украины «О рекламе», единых правилах ремонта и обслуживания автодорог, улиц, железнодорожных переездов, правилах пользования ими и охраны, утвержденных Кабмином в 1994 году. Но самым четким и полным можно считать порядок выдачи разрешений на размещение, строительство, реконструкцию и функционирование объектов сервиса на землях дорожного хозяйства, согласий и согласований на объекты наружной рекламы вдоль автодорог общего пользования, утвержденный Государственной службой автодорог Украины в 2005 году.
    Этот документ гласит, что согласие на размещение наружной рекламы на дорогах дает Укравтодор как организация, являющаяся их собственником. Претендент на размещение рекламного щита обращается в службу, та проводит обследование участка дороги, где собираются разместить конструкцию, и выносит вердикт. Как говорит Григорий Гавриленко, подобное согласование совершенно бесплатно. Впрочем, кого-кого, а рекламщиков уж точно не дополнительные расходы пугают — они быстро вернут деньги, если заключение автодора окажется положительным.
    Хотя совсем не обязательно, что дорожная служба выдаст именно положительное решение, — в согласовании размещения наружной рекламы вполне могут отказать. Причин для отказа хватает, например, если участок уже занят другим объектом, если он считается аварийно-опасным, если будущая рекламная конструкция никак не вписывается в планы развития инфраструктуры дорожного сервиса, если дорогу в этом месте планируют расширять.
    Устанавливать специальные конструкции и наружную рекламу действующий порядок рекомендует на прямых горизонтальных участках автодорог длиной 1 км и больше, со спокойным ландшафтом. Размещать их должны с соблюдением требований техники безопасности: чтобы обеспечить видимость дорожных знаков, светофоров, перекрестков, пешеходных переходов, остановок транспорта общего пользования. Нижний край рекламной конструкции, расположенной над проезжей частью, должен находиться на высоте не менее 5 м от поверхности дороги. Освещение щита не должно ослеплять участников дорожного движения и освещать квартиры жилых домов, расположенных рядом. Наружная реклама не должна препятствовать восприятию водителями технических средств организации дорожного движения. Если размещают рекламу в пределах охранных зон инженерных коммуникаций, необходимо согласование с их владельцами. Кроме того, запрещается располагать специальные конструкции и внешнюю рекламу на пешеходных дорожках и аллеях, на аварийно-опасных участках дорог.
    
    …а порядка нет
    
    Но это теория. На практике налицо парадокс: помимо действующих законов и правил, есть еще региональные правила застройки и использования территории Крыма, утвержденные постановлением ВР автономии в 2002 году. Они вообще не предполагают согласование размещения рекламных носителей на дорогах общего пользования со Службой автодорог в АРК. Стоит ли в таком случае удивляться, что в последнее время местные власти активно выдают разрешения на установку рекламных носителей на землях дорожной службы без ее согласия. А оправдывают свои действия тем, что у крымского автодора нет актов на право постоянного пользования землями под автодорогами.
    Дорожники намек поняли и взялись за оформление этих документов. А местным чиновникам решили напомнить, что согласование на размещение рекламных конструкций все-таки нужно получать у автодора как собственника инженерных сооружений, то есть дорог. К тому же именно Служба автодорог вместе с Госавтоинспекцией, согласно действующему законодательству, несут ответственность за организацию движения, а местным органам власти доверен контроль за рекламной деятельностью.
    Но тут очередной парадокс: ответственность за безопасность движения лежит на ГАИ, а полномочий сносить незаконные сооружения у нее нет. По подсчетам начальника ГАИ МВД Украины в Крыму Александра Хлебникова, всего в Крыму размещены 4253 рекламных щита, из которых 1526 установлены вдоль автодорог и 2727 — на улицах населенных пунктов (1427 — на улицах Симферополя). 1574 щита установлены без согласования с местными органами власти. Без соблюдения правил на автодорогах эксплуатируются 608 щитов, в населенных пунктах 966 (336 в Симферополе). Наиболее распространенные нарушения: отсутствие дорожной разметки и размещение щитов ближе 5 м к краю дороги. Об этом ГАИ в прошлом году отправляло в местные органы власти 165 сообщений и 62 — в прокуратуру. Однако ни один исполком на послания ГАИ не отреагировал. По мнению Александра Хлебникова, происходит это потому, что сегодня на местном уровне вопросами наружной рекламы никто не занимается. В качестве подтверждения приводит тот факт, что на ЮБК, например, до сих пор не демонтированы рекламные конструкции, которые повалил ураган, прошедший в ноябре 2007 года. Но это уже следствие беспорядка в рекламной сфере, а первопричина все-таки в выдаче разрешений.
    С 2006 года Служба автодорог обращалась в Верховную Раду Крыма, Совмин, Минстройполитики, прокуратуру, органы местного самоуправления, чтобы привести к общему знаменателю действующие в Крыму региональные правила размещения объектов и узаконенные Государственной службой автодорог Украины. Крымский парламент дорожников услышал только в феврале нынешнего года.
    Впрочем, это не единственная законодательная нестыковка. Согласно Закону «О рекламе», в перечень ограничений и запретов на размещение рекламы попадают пешеходные дорожки и аллеи, в населенных пунктах нельзя размещать рекламные конструкции на высоте менее чем 5 м от поверхности дорожного покрытия, за пределами — на расстоянии не менее 5 м от края проезжей части. При этом закон не учитывает требования по обеспечению безопасности дорожного движения. Зато их учитывает Госстандарт Украины, разрешая размещать рекламные носители не ближе 10 м от края проезжей части, а от путепроводов и мостов на автодорогах общего пользования рекламные носители на искусственных сооружениях должны быть удалены на 50 м. Но получается, что Закон «О рекламе» важнее норм Госстандарта... и безопасности на дорогах.

 

первая крымская

comments powered by HyperComments

Последние