КРЕЩЕНИЕ, ИЛИ ГДЕ В КИЕВЕ РАЗДОБЫТЬ СВЯТУЮ ВОДУ

18.01.2008 14:45

В дореволюционные времена паломники увозили из Киева лаврскую воду в особых бутылочках с изображениями Антония и Феодосия, которые производил монастырский стекольный завод.

Ежегодно утром 19 января у стен храмов происходит столпотворение, подобное наблюдается разве что на Пасху. Но если Воскресение для многих из нас является не более чем днем окропления принесенной под церковь колбасы, то Крещение — днем освящения "ЖЭКовской" воды. На самом деле стоять с бутылками и банками в ожидании окончания праздничной службы и выхода батюшки с кропилом совсем не обязательно: в Киеве святую воду можно раздобыть в любое время, не дожидаясь Крещения. Другое дело — зачем.

В христианстве считается, что Иисус, погрузившись во время своего крещения в Иордан, вновь очистил воды Земли, изначально освященные Создателем. Но люди своими грехами продолжают постоянно осквернять все стихии. И лишь в особые дни во время службы, включающей таинство освящения воды, она вновь становится животворящей (той самой "живой водой" из знакомых нам с детства сказок). Впрочем, есть на земле места, где однажды очищенная вода остается таковой навсегда. Это источники, освященные жизнью великих праведников, а их Киев знал немало. Собственно, благодаря этому его и назвали "третьим уделом Божьей Матери" после Иерусалима и Афона. И, конечно же, местом наибольшего сосредоточения святых на Руси была Киево-Печерская лавра. Потому самые знаменитые киевские источники находятся на печерских горах: колодцы Антония и Феодосия и родник Пресвятой Богородицы.

О живой водице

В летописи "Киево-Печерский патерик" рассказывается, что основатель лавры Антоний собственноручно выкопал колодец для нужд монастыря. Когда количество монахов увеличилось, примеру Антония последовал и его преемник — Феодосий. Несмотря на то, что колодцы находятся рядом, вода в них разного вкуса. В этом как бы проявилось различие характеров Антония и Феодосия. Первый отличался особой душевной теплотой, поэтому вода в его колодце очень мягкая. Второй был "строгим, но справедливым", поэтому "его" вода жесткая.

В дореволюционные времена паломники увозили из Киева лаврскую воду в особых бутылочках с изображениями Антония и Феодосия, которые производил монастырский стекольный завод.

После революции лавру превратили в музей атеизма (сегодня — Национальный музей "Киево-Печерский историко-культурный заповедник", занимающий территорию и корпуса "верхней" Лавры), и особым шиком для участников атеистических экскурсий считалось поплевать в "поповские колодцы". Тем не менее, на Крещение километровые очереди к ним продолжали собираться, и в 1960 — в год яростных хрущевских гонений на церковь — место источников заровняли бульдозерами и провели над ним канализационную трубу.

Как вспоминает первый настоятель возрожденной лавры епископ Ионафан, точное место колодцев удалось определить лишь в 1988 году (по облицовочным плиткам основания, обнаруженным строителями на глубине).

Не менее драматична и судьба святых источников Феофании. Местность эта названа в честь настоятеля Михайловского монастыря епископа Феофана (Шиянова), который в 1803 году построил здесь храм архистратига Михаила. Постепенно скит стал расстраиваться. Своего расцвета Феофания достигла при схиигумене Иринархе (1860— 1870), но воду, как и десятилетия до того, приходилось носить ведрами из далеких родников. И хотя дебит их был значительным, устройство водопровода представлялось невозможным, поскольку овраг с выходами грунтовых вод находился ниже монастыря. Тем не менее, под аккомпанемент насмешек киевских инженеров настоятель монастыря взялся за прокладку водопровода.

Иринарх оставил нам письменные воспоминания об этом: "Когда я указал техникам местность, откуда предполагал провести воду, они сказали, что под горой нужно устроить водокачку, а иначе вода вверх не пойдет; другого совета техники мне не дали.

Я же после этого оставил всякие советы и, помолясь Богу, начал копать канавы, прокладывать деревянные трубы, вывел эти трубы с противоположной стороны вверх на гору, в 30 аршин вышины, поставил на горе простую кадушку, которую соединил с деревянной трубой.

Поставивши кадушку, я уехал из Феофании дней на восемь. Возвратившись, я прежде всего, не заходя к себе в келию, побежал смотреть, есть ли в кадушке вода; но, к огорчению, воды не сказалось ни капли. Я еще больше начал скорбеть и молиться и на той же горе опять поднял руки к небу и сказал: "Господи! Нехорошо я сделал. Устроил водопровод и хочу воды напиться не помолясь. Завтра обещаюсь Тебе отслужить соборне божественную литургию, прийти сюда с крестным ходом и совершить водоосвящение..."

На другой день все это было сделано, то есть, отслужена литургия, совершен крестный ход и водоосвящение, и после окропления св. водой, как обычно, все разошлись. На другой день я также был у обедни, и когда шел из церкви в келию, братия встретили меня с радостными лицами и сказали: "Батюшка! А ведь вода-то идет в кадушку!"

От радости у меня полились слезы, и я ничего не мог сказать. С того времени вода начала идти безостановочно, и все прочее устроилось".

Перед тем как быть поданной по склону холма наверх, вода из овражных источников аккумулировалась в так называемом Великом источнике. После ввода в строй водопровода над Великим источником была построена церковь. К сожалению, и она, и уникальный водопровод также пали жертвой борьбы с "поповскими предрассудками". Сегодня можно увидеть лишь фундамент той церквушки.

Но некоторые источники, из которых собиралась вода, сохранились. Это Пантелеимонов источник (старец Иринарх освятил его в день целителя Пантелеимона), чуть ниже — Тихоновский ключ и еще ниже — Живоносный источник. Сегодня он облюбован последователями учителя Иванова и отчего-то переименован ими в "слезу Божьей Матери". Впрочем, святую воду можно набрать и у деревянного креста — в 300 метрах ниже выхода воды. Она сюда подается по трубам.

Иринархом был также освящен родник Архистратига Михаила (по дороге на Палладинские пруды).

А в соседнем Голосеевском лесу недалеко от Голосеевской пустыни над берегом одного из Голубых (или Голосеевских) озер находится подлинный источник Божией Матери. В свое время здесь была вырыта копанка, в которую можно окунуться с головой. Еще в доперестроечный период ради этого к источнику Божией Матери съезжались паломники со всего Союза. Для того, чтобы попасть к копанке, нужно минут пятнадцать пройтись от озера Дедоровка по тропинке на Корчеватое или от пересечения улиц Героев Обороны и Генерала Родимцева по асфальтовой дорожке, уходящей круто вниз.

... и мертвых колодцах

Не менее популярен и родник Флора и Лавра во Флоровском монастыре. Флоровский — первый женский монастырь в Киеве. А в каком-то километре от него с XI века до 2-й половины XVIII века находился Николо-Иорданский монастырь. Свое второе название он получил от источника на горе Щекавица. По преданию, один киевский купец во время паломничества на Святую Землю уронил в Иордан серебряный сосуд со своими инициалами. Каково же было его удивление, когда, возвратившись на родину, он обнаружил его на дне источника в Никольском монастыре. Во времена екатерининской антицерковной политики монастырь упразднили. Его церкви были разрушены уже большевиками. Сейчас здесь Киевская нотная фабрика. Источник располагался в районе нынешней улицы Нижнеюрковской, но сегодня под стихийными свалками его не найти.

Сходные судьбы и у некоторых других киевских источников. И все же, слава Богу, места, где можно всегда набрать святую воду, не исчезли. "Главное, относиться к ней не как к магическому средству, автоматическое употребление которого сразу решает все проблемы, а как к тому, что укрепляет веру во всемогущество Христа помочь нам в наших невзгодах", — предупреждает исследователь истории киевских целебных источников священник Евгений Гордейчик. То же касается и воды, освященной на праздничной службе. Она, как правило, действительно целебна лишь для тех, кто участвует в этой службе, веря, что другим участником данного таинства является сам Христос.

Поэтому особого смысла собираться с бидонами под храмами нет. Хотя... неисповедимы пути Господни.




Дмитрий СКВОРЦОВ, "2000"

comments powered by HyperComments

Последние