ОТЕЛЛО ТОЖЕ БЫЛ МАЛЕНЬКИМ

09.12.2007 09:52

Когда речь заходит о детской ревности, родители чаще всего испытывают сложные чувства. Может, потому, что ревность представляется им частью сугубо взрослого мира? Но на самом деле дети - те же люди, только маленькие...

Сколько ни говори, что ревность - чувство нехорошее и до добра не доводит, она не оставляет человечество. Едва ли найдется на Земле человек, время от времени не ревнующий. И как ни жалко несчастную Дездемону, мы все-таки и Отелло вполне понимаем, хотя, конечно, убивать - это уж чересчур. Что же это за штука такая - ревность? Словарь С.И.Ожегова говорит: "Мучительное сомнение в чьей-нибудь верности и любви". Как ни самонадеянно тягаться с классиками, определение это не вызывает ощущения полноты и согласия. В нем присутствуют ревнующий и тот, кого ревнуют, но нет того, к кому или к чему ревнуют. Да и всегда ли сомнение действительно описывает ревность, в которой и обида, и гнев, и подозрительность. Сомнение ведь результат работы рассудка, а в ревности клокочут эмоции. В чем-то она похожа на бред - не поддается переубеждению словами. Ревность никогда не живет в одном человеке, но всегда поселяется в человеческих отношениях. Короче говоря, все обстоит не так просто, как в поучительных историях, словарях и анекдотах. И особенно запутанно - когда речь заходит о ребенке.

Сигнал SOS

Как-то ко мне в кабинет привели 4-летнего "преступника", несколько раз пытавшегося задушить подушкой 2-месячного брата. Последний раз это ему почти удалось - и вот он на приеме. Пытаюсь с ним поиграть - да нет, он не агрессивен. Скорее даже несколько подавлен и застенчив... Меняю игру - появляются медведи-родители, медвежонок. Все в порядке. Пытаюсь ввести в игру еще одного медвежонка - маленького: он мгновенно летит в угол. Родители говорят: "Вот-вот!" Они, с одной стороны, в отчаянии, а с другой - уже откровенно злы на этого неуемного агрессора. Но откуда столько злости?

Беременность вторым ребенком у матери протекала нелегко, и первенца отправили к бабушке. Все шесть месяцев он страшно скучал - это была его первая долгая разлука с родителями. А по возвращении нашел дома какое-то существо, к которому приковано внимание родителей, ранее безраздельно принадлежавшее ему. Ага, значит, этот мелкий и есть причина всех его несчастий. Вот он и разбирался как мог, пытаясь восстановить свое статус-кво. Запервую же попытку, когда он сильно оттолкнул братишку, ему влетело, что еще больше укрепило мальчика в догадке о виновнике и в стремлении избавиться от него.

Из множества известных мне случаев детской ревности я выбрал именно этот из-за его предельности. Обычно же дело ограничивается борьбойзавнимание родителей и нелюбовью к младшему. Одни дети становятся плаксивы и подавленны, другие "ударяются" в истерики, третьи вдруг как бы возвращаются назад в развитии, на четвертых обрушиваются невесть откуда взявшиеся хвори и так далее. Но что бы они ни делали, они пытаются своим поведением "крикнуть": "Я боюсь, что вы меня разлюбите! Будьте внимательны ко мне! Любите меня!"

Без вины виноватые

Даже если немое послание ребенка услышано и принято, грамотно ответить на вопрос: "Что делать?" - бывает нелегко. Сложности момента, склонность "бороться с плохим" в ребенке заставляют поступать иначе. И тогда в ход идет педагогическое оружие-порицание, наказание, выговор: "Хорошие дети так не делают! Не хватай - это не кукла!" (репертуар, хорошо знакомый многим по собственному опыту). А он бы и рад - да не может. И тяжелая педагогическая артиллерия либо лупит в молоко, либо бьет по своим:ребенок воспринимает все это как дополнительные знаки отдаления. Между тем секрет успеха в другом: не только не уменьшить, но и повысить дозы знаков внимания и любви, получаемых ребенком.

С настоящей агрессией, конечно, сложнее. Первый-второй раз можно объяснить вещи, понятные и малышу: "Мы очень хотели маленького - так же, как и тебя когда-то. Когда тебе или ему больно - больно и нам". Если же это не срабатывает, агрессия должна быть наказана. Но - будьте осторожны и внимательны! Наказываться должно каждое проявление агрессии, вырастающее из ревности. Наказание не должно быть ни чрезмерным, ни злым. Оно не должно быть слишком долгим, чтобы ребенок не начал воспринимать его как свидетельство нелюбви. Оно должно быть не лишением любви, а лишь заметным для ребенка ее уменьшением. Наказание должно быть снято наложившим его, после чего продолжается нормальная жизнь.

Родителям важно быть едиными в этом воспитательном процессе, но еще важнее избегать "нападения" на ребенка вдвоем или "доносов" друг другу наребенка. Свой прожиточный минимум любви и внимания малыш должен иметь, несмотря ни на что, а вот увеличение этих порций будет зависеть от его поведения. Слова тут частенько даже мешают - они могут быть восприняты и поняты превратно, а вот язык эмоций и, может, самый убедительный - язык тела ребенок чувствует очень точно. Совсем нетрудно, взяв на руки младшего, погладить одновременно старшего. Поиграть, покувыркаться - подурачиться всем вместе. А ребенок тем временем учится получать нужное ему, не отталкивая другого. Очень неплохо говорить от первого лица: "Знаешь, я так огорчена! Он такой маленький и беспомощный, что я готова заплакать". Ребенок без единого сказанного плохого слова о нем получает очень точную и открытую информацию о настоящих чувствах матери или отца. И будьте уверены - он постарается с этим считаться.

P.S. Предупреждать детскую ревность легче, чем бороться с ней. Решив обзавестись вторым, поговорите об этом со старшим ребенком. Удачнее всего сделать это в тот момент, когда он спрашивает о братике или сестричке или перед его глазами есть живой пример другой семьи. Это уже вопрос вашего искусства - поговорить с ним тогда и так, чтобы вместо категорического "нет" получить от ребенкаискреннее"да". Апосле этого он включается в процессвынашивания, помогает маме, знаете еевстречах с врачом. Малыш участвует ii подготовке места в доме и придан ого для нового члена семьи - он может и поделиться чем-то (доброполыю!), но только не должен чего-то лишаться. Когда дитя в утр обе начнет шевелиться, дайте стар тему 11 о л ожить руку на жи вот и 1 ю чувствовать его движение. Он будет уди ел ей и, может быть, даже слегка испуган - успокойте, расскажите, как шевелился он и как вы были этому рады. Потом он начнет бегать к вам и проверять - как там малыш. Rot on и включился вэмоциоиальносвынашивание, так что будущий ребенок - в некотором смысле уже и его ребенок. Мне не удалось в своей практике встретить ни одной семьи, и которой притакой подготовке возникала бы детская ревность. А вы можете попробовать-и убедитесъ в этом сами.

Виктор Каган, доктор мед. наук, психолог.

Если ваш ребенок ревнует

•Воспользуйтесь способом "вместе". Делайте вое необходимое по уходу за малышом, вовлекая в свои действия старшего ребенка. Это позволит вам уделять первенцу больше любви, но не потребует от вас дополнительного времени.

•Доверяйте малыша старшему хоть ненадолго, а если очень боитесь за кроху-просто контролируйте его незаметно. Тем самым выдадите ему возможность гордиться своей взрослой ролью.

•Вместе С новой погремушкой для одного купите хоть какую-нибудь мелочь для другого. Это не значит, что теперь ваш бюджет придется постоянно "перекраивать" - просто старшему ребенку необходимо дополнительное время на привыкание к новым правилам жизни.

•Не забывайте представлять первого ребенка как активного члена семьи - "А сейчас мы проводим нашего старшего братика в детский сад" Таких возможностей миллион, а при этом ревнивец почувствует, что к нему относятся уважительно.

•Проявления нелюбви к "новому родственнику бывают очень изобретательны. Тем не менее попробуйте не обращать на них внимания - и они будут вытесняться растущими положительными чувствами. Стоя перед выбором - как завоевать ваше внимание, ребенок сам найдет то поведение, которое будет вознаграждаться.

 

домашний очаг

comments powered by HyperComments

Последние