СРЕДНЯЯ СТОИМОСТЬ БЕНЗИНА А-95 УЖЕ ПРЕВЫСИЛА 5 ГРИВЕН ЗА ЛИТР

05.12.2007 15:24

Вслед за ценами на горючее начали подниматься и тарифы на проезд в "маршрутках" и автобусах

Сергей КУРГАН "ФАКТЫ"

Средняя цена самого ходового бензина А-95 перешагнула барьер в 5 гривен за литр. К концу прошлой недели наиболее высокая средняя стоимость горючего на АЗС была зафиксирована в Крыму (5 гривен 19 копеек), в Донецкой области (5 гривен 16 копеек), Киевской (5 гривен 3 копейки), Житомирской (5 гривен 2 копейки) и в Киеве (5 гривен

3 копейки).

Дорожает не только высокооктановое горючее, но и дизтопливо. Так, за месяц его стоимость выросла на 11,6 процента, достигнув в среднем по стране 4 гривен 96 копеек за литр. Это при том, что традиционно дизтопливо дорожало в период посевной или сбора урожая, а зимой, наоборот, дешевело.

По словам экспертов, главной причиной подорожания горючего на отечественных НПЗ остается рекордный рост стоимости нефти на мировых биржах. Напомним, что недавно за баррель (159 литров) нефти на Нью-Йоркской бирже давали 99 долларов. Это лишь немногим меньше абсолютного мирового рекорда - 101 доллар 70 центов, который был отмечен в 1980 году во время войны Ирана с Ираком. Естественно, в этих условиях Россия постоянно повышает стоимость своего сырья, ввозимого в Украину.

Еще одной причиной дальнейшего подорожания горючего на отечественном рынке станет очередное рекордное увеличение Россией экспортной пошлины на поставляемую в Украину нефть. Если сегодня нефтетрейдеры отдают в российский бюджет около 250 долларов за каждую тонну нефти, которую вывозят за пределы федерации, то с 1 декабря тариф возрастет до 275 с лишним долларов. Конечно, подорожание будет возложено на плечи конечных потребителей, то есть владельцев автотранспорта.

По словам исполнительного директора консалтинговой компании ЮПЕКО Сергея Куюна, изменить ситуацию с ценами на бензин может государственный стабилизационный фонд нефти и нефтепродуктов, созданный правительством летом этого года. Схема работы фонда довольно проста: в период снижения цен, обычно в январе-феврале, государство закупает нефть, перерабатывает ее и помещает горючее в резерв, а когда стоимость топлива на рынке вновь начинает расти, нефтепродукты из запасов поставляют на АЗС по сниженным ценам.

Сейчас на Лисичанском НПЗ перерабатывается, по разным данным, от 100 до 150 тысяч тонн нефти, из которых будет получено от 75 до 115 тысяч тонн топлива. Между тем годовое потребление Украиной нефтепродуктов составляет около 1 миллиона 100 тысяч тонн. Представители власти, неоднократно заявлявшие, что стабилизируют ситуацию путем "выброса" на рынок горючего, пока не спешат выполнять свое обещание. Видимо, еще не пришло время.

Вслед за ценами на горючее начали подниматься и тарифы на пассажирские перевозки. Например, на прошлой неделе стоимость проезда в "маршрутке" от киевской станции метро "Академгородок" до города Ирпеня повысилась с 2 гривен 50 копеек до 3 гривен 25 копеек. А за проезд по маршруту Киев-Буча вместо привычных 3 гривен уже берут 4 гривни 50 копеек. Правда, непосредственно в черте Киева стоимость проезда в маршрутах пока не выросла. Хотя столичные водители уже заявляли о намерении поднять цены и даже вывешивали объявления об этом, но, видимо, горадминистрации удалось уговорить их отказаться от своих планов. А председатель Киевского территориального отделения Антимонопольного комитета Украины Сергей Кириленко заявил, что повышение цен на проезд до официального решения горадминистрации - незаконное.

А вот исполнительный комитет Черниговского городского совета с 24 ноября таки повысил стоимость проезда в городских автобусах большой вместимости на 30 копеек - до 1 гривни. Данное увеличение цен касается коммунального транспорта, а также частных автобусов, в которых больше 17 мест для сидения. Последний раз стоимость проезда в Черниговском городском транспорте повышалась в августе 2005 года.

 

comments powered by HyperComments

Последние