ПРАВИЛА ХОРОШЕЙ СТЕРВЫ

22.10.2007 03:15

Картина иранца Мохсена Махмальбафа о любви и отношениях полов, которая в четверг выходит на российские экраны, была снята два года назад. Премьера слегка запоздала, но лучше поздно, чем никогда: на родине режиссера, например, фильм "Секс и философия" был запрещен к показу. Иранская цензура вряд ли могла стерпеть, что героини ленты, танцовщицы, одеты у Махмальбафа в трико, обнажающее шею и плечи. Кроме того, в картине есть сцены, где женщины наливают и пьют спиртное, а одна и вовсе целуется с главным персонажем "на брудершафт".Да и за сам сюжет "Секса и философии" религиозные деятели могли бы кинуть в автора камушек: герой, 40-летний хореограф, на юбилейный день рождения приглашает к себе сразу четверых бывших возлюбленных. Вместе с каждой он вспомнит, как начиналась и обрывалась их связь, и каждой вручит подарок со значением - секундомер, отсчитывающий мгновения счастья, которых за всю жизнь наберется не так уж и много.

Из-за трений с иранскими властями Мохсен Махмальбаф уже не первый фильм снимает за границей. В данном случае он ездил работать в Душанбе, поэтому с экрана звучит русская речь и немного таджикской. Главную мужскую роль в "Сексе и философии" сыграл Далер Назаров, более известный как автор музыки - в частности, к фильмам "Шик" и "Лунный папа". Музыкальное оформление привлекает слух и в этой картине: для каждой из любовных линий выбрана отдельная тема.

Коль скоро мужчина здесь - учитель танцев, а его женщины брали у него уроки пластики, то свои чувства они также предпочитают выражать именно языком танца. Ничего более интимного, чем нежное соприкосновение мужской и женской ладоней, в картине не увидишь. И это дает повод трактовать слово "секс" в названии как "пол" - мужской или женский. У каждого из полов, как принято считать, своя философия и своя логика. Но, по Махмальбафу, эти стереотипные представления впору пересматривать. Как мужчина собирает в кружок дам своего сердца, так и женщина способна пригласить к себе для разборок разом кучку любовников.

Иранский кинематограф уже добрый десяток лет триумфально шествует по крупнейшим кинофестивалям, и творчество семьи Махмальбаф (помимо Мохсена значительных успехов в режиссуре добилась его дочь Самира) не перестает удивлять западного зрителя широтой и незашоренностью взглядов, особенно в вопросах женской эмансипации. Хотя в этом фильме иранскому режиссеру, кажется, было важнее донести до зрителя универсальную, не зависящую от этнической и религиозной принадлежности мысль: любовь - слово избитое, во многом обесцененное. Зачастую она сопровождается лишь набором штампов: алая роза, свечи, романтичные мелодии с граммофонной пластинки, два бокала с вином, танец осенней листвы или извивы гибких тел в танцевальных па, - но эти штампы, похоже, все, что у есть у человека как альтернатива пустоте и полному одиночеству.

 

эролиб

comments powered by HyperComments

Последние