В КИЕВЕ КАТАСТРОФИЧЕСКИ НЕ ХВАТАЕТ ТОРГОВЫХ ЦЕНТРОВ

05.07.2007 11:24

Из-за дефицита площадей в торговых центрах арендные ставки за год выросли в 2-2,5 раза. По утверждению операторов рынка, в Киеве наблюдается дефицит торговых площадей В крупных торговых центрах нет свободных зон для аренды, из-за чего спрос значительно превышает предложение. Такая ситуация отражается на арендных ставках, которые могут достигать 100-150 долларов за квадратный метр. При этом, средняя цена аренды торговых площадей в Европе составляет 20-30 долларов. Во многом цена аренды экономически не обоснована.

"Дефицит наблюдается из-за очень низких темпов ввода торговых центров в эксплуатацию", — считает генеральный директор Украинской торговой гильдии Вадим Непоседов. Он утверждает, что причина этого — политика городских властей, из-за которой усложнены разрешительные процедуры.

"Девелоперы, стремясь увеличить прибыль, устанавливают и соответствующие цены на аренду. Из-за большого дефицита торговых площадей арендаторы вынуждены соглашаться на них", — считает старший менеджер по маркетингу девелоперской компании "Аркс-Украина" Сергей Панченко.

Первый этаж — самый дорогой

Стоимость аренды в разных торговых центрах также существенно отличается. В зависимости от того, насколько торговый центр удален от центра города, цена квадратного метра может колебаться от 50-ти до 150 долларов за квадратный метр. Немаловажным является также расположение объекта, причем значение имеет не только район, транспортные пути, но посещаемость и доступность торговых центров.

Разной будет арендная плата и внутри самого торгового центра. Так, самая высокая посещаемость на первом этаже, соответственно дороже будет и аренда.

Несмотря на растущее число торговых центров и высокую конкуренцию, прогнозы специалистов рынка неутешительны. Соотношение низкого предложения и высокого спроса на торговую недвижимость не позволит стабилизироваться темпам роста цен.

"Пока сохраняется дефицит торговых площадей, и я думаю, он будет прослеживаться еще достаточно долгое время, будет расти и стоимость аренды", — говорит Панченко.

Торговые центры для богатых

Что касается позиционирования торговых центров, то практически все они рассчитаны на средний сегмент потребителей. Несмотря на это, в ближайшее время планируется появление большего количества торговых центров, рассчитанных на людей с высоким доходом. Сейчас такими объектами являются только "Мандарин-Плаза", арендная площадь которого составляет 9400 квадратных метров и "Арена-Сити" — 8000 квадратных метров. Немаловажным требованием для таких объектов является внутренняя инфраструктура, четко подобранные торговые точки, в которых осуществляется продажа товаров известных торговых марок.

"Для подобных центров очень важно месторасположение, это не может быть отдаленный район города. Важен стиль, внутреннее расположение, транспортные подъезды", — рассказывает Сергей Панченко.

Растущие доходы населения, а следовательно и покупательская способность, позволяют говорить о том, что интерес к торговым центрам будет повышаться.

Вместе с этим меняются и запросы самих потребителей, которые все чаще отдают предпочтение универсальным торговым центрам, которые включают в себя рестораны, фаст-фуды, кинотеатры, боулинг-клубы и т. п. Кроме того, универсальный торговый центр предполагает наличие, например, отделения банка, салона красоты и других сервисов.

На спрос реагирует и рынок: специалисты говорят о том, что именно такие проекты будут вводиться в эксплуатацию в ближайшее время.

Эксперты считают, что на данном этапе на рынок приходят профессиональные девелоперы, иностранные операторы, что влияет на формат проектов торговых центров.

"В проектах торговых центров, которые появятся к 2010-2012 годам, предусмотрены большие площади под развлекательные зоны, — рассказывает Непоседов, — например, будут появляться крупные игровые зоны и комплексы водных аттракционов площадью от 10 000 квадратных метров, пока же игровые зоны занимают площадь до 500 метров".




Дарья ЧЕРКАШИНА, "ДЕЛО"

comments powered by HyperComments

Последние