ИНТЕРЕС ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ИНВЕСТОРОВ К ОТЕЧЕСТВЕННОМУ КИНОРЫНКУ ОБРАТНО ПРОПОРЦИОНАЛЕН ПОСЕЩЕНИЮ КИНОТЕАТРОВ САМИМИ УКРАИНЦАМИ

11.12.2006 20:30

У украинских киноманов появился повод для радости: в начале следующего года в Одессе планируется открытие нового семизального кинотеатра, строительство которого является совместным проектом акционеров украинского телеканала «1+1» Александра Роднянского, Бориса Фуксмана и генерального директора компании «Гемини/20 век Фокс СНГ» Михаэля Шлихта. Как отметил г-н Шлихт, в ближайшие два года в Украине намерены построить семь семизальных кинотеатров, которые будут находиться в Киеве, Харькове, Львове и Одессе. Сумма инвестиций в этот проект составляет примерно $20 млн. Причем, как отметил председатель совета директоров телеканала «1+1» и генеральный директор компании «СТС Медиа» Александр Роднянский, партнеры привлекают собственные средства

Изданию «СЕЙЧАС» г-н Роднянский сообщил, что инициатива об инвестициях в строительство сети кинотеатров в Украине поступила от российской стороны. «Я не занимаюсь оперативной и операционной деятельностью именно в этом бизнесе, но хорошо понимаю, о чем идет речь, поскольку довольно много лет в разных ипостасях занимаюсь кино. Кроме того, я доверяю экспертному мнению Михаэля Шлихта - руководителя успешной кинодистрибьюторской компании на территории стран СНГ», - отметил он.

Инвестору сегодня гораздо выгоднее вложить средства в строительство нового кинокомплекса или торгово-развлекательного центра, чем купить и перестроить существующий кинотеатр

Решение вкладывать средства в строительство кинотеатров в Украине г-н Шлихт объясняет насыщенностью российского рынка и высокой стоимостью вхождения в него. Украина же, по его словам, является более привлекательной с этой точки зрения. Как прокомментировал   Сергей Стронов, генеральный директор компании «КиноСвит», «для того чтобы количество кинотеатров на душу населения хотя бы примерно соответствовало европейским показателям, необходимо увеличить их численность едва ли не в шесть раз». Он пояснил, что в Европе на три кинозала приходится 100 тыс. человек, в Украине же этот показатель составляет примерно 720 тыс.

Вышеизложенные цифры наглядно демонстрируют ненасыщенность украинского кинорынка, поэтому эксперты с уверенностью прогнозируют ему чрезвычайно положительную динамику развития, огромный потенциал и активный интерес зарубежных инвесторов. Одной из предпосылок такого роста эксперты считают плачевное состояние, в котором сегодня пребывают кинотеатры, находящиеся в коммунальной собственности. Между тем число их с каждым годом уменьшается   Г-н Стронов утверждает, что «такие кинотеатры все чаще становятся объектами приватизации, офисными помещениями, местами рыночной торговли и даже церквями». Он также уверен, что инвестору сегодня гораздо выгоднее построить торгово-развлекательный центр, в котором будет находиться кинотеатр, чем из коммунального однозального кинотеатра сделать современный комплекс из семи залов. Тем более что расположение существующих однозальников очень редко является оптимальным для кинокомплекса. Наталья Соболева, генеральный директор кинотеатра «Кинопанорама», в своем комментарии изданию «СЕЙЧАС» отметила, что если раньше наиболее выигрышным месторасположением кинотеатров были центральные районы города, то в настоящее время оптимальными являются спальные. «Причем речь идет уже не просто о кинотеатрах, а о целых комплексах, в которых помимо нескольких кинозалов есть заведение общественного питания, зал для активных видов развлечений, например боулинг, и прочее», - констатирует она.

Строящаяся сеть станет первой российской сетью в Украине. Ранее о своих планах возведения кинокомплексов объявляла российская компания «Инвесткинопроект», однако этим планам не суждено было сбыться - руководство компании приняло решение сконцентрировать свои усилия на рынке РФ. Хотя они не отказались от освоения украинского рынка и по-прежнему считают его привлекательным. Также о выходе на украинский рынок заявило руководство польской компании Silver Screen, развивающей на родине сеть кинотеатров под одноименной ТМ. Планируется, что первый кинокомплекс появится в начале следующего года в составе львовского ТЦ King Cross, дальше - открытие как минимум двух многозальников в Киеве и Одессе. Одной из причин, по которой на сегодняшний день рискнули покорять отечественный рынок лишь вышеперечисленные инвесторы, является определенный спад интереса людей к кино и кинотеатрам. И вместе с тем причины, по которым участие в финансировании строительства российской сети приняли акционеры крупнейшего украинского медиагиганта, вполне понятны.

Показатели посещаемости украинцами кинотеатров сложно назвать оптимистическими

Как рассказал  г-н Стронов, показатели посещаемости кинотеатров нашими соотечественниками в начале сезона сложно назвать оптимистическими. «Снижению интереса людей к походу в кинотеатр во многом способствует и общая нестабильная экономическая ситуация в стране и появление альтернативных каналов развлечения - спутниковое и кабельное телевидение, DVD-проигрыватели, а также снижение стоимости домашних кинотеатров, которые теперь стали более доступными», - отмечает эксперт. Среди причин спада посещаемости кинотеатров операторы рынка называют и тот факт, что в 1990-х годах наблюдался некий спад рождаемости, поэтому потенциальных посетителей кинотеатров - молодежи от 15 до 25 лет - сегодня не так уж и много. По мнению г-жи Соболевой, значительного увеличения посещаемости кинотеатров в будущем ожидать не стоит. «В целом, украинцы вряд ли станут активнее посещать кинотеатры, что связано с их ментальностью: мы в большей степени домоседы, чем жители, скажем, Западной Европы», - полагает она. Однако в конце января - начале февраля, добавляет она, можно ожидать незначительного повышения интереса к походам в кинотеатры. Это связано с тем, что данное время года по праву считается пиком киношного сезона.

По мнению экспертов, основной причиной угасания популярности кинотеатров, как одного из видов проведения досуга, является отсутствие качественного продукта - фильмов, ради просмотра которых люди и приходят в кино. Хотя именно это наиболее легко устраняемо. «Я не исключаю возможности, что будущий кинокомплекс является для «1+1» необходимостью, ведь они намерены производить кино, а следовательно, его надо будет где-то показывать. В данном случае компания заботится о точках гарантированного сбыта своей продукции», - полагает Сергей Стронов.

В свою очередь Александр Роднянский о будущем сети кинокомплексов, у которой еще нет названия, говорит следующее: «Пока инвесторы не приняли четкого решения о судьбе сети после завершения строительства. Либо компания будет жить собственной жизнью, либо развиваться вместе со стратегическим инвестором, но наиболее перспективным вариантом является продажа актива», - говорит он. Именно продажа актива, по мнению экспертов, наиболее выгодна инвестору. Как рассказал   г-н Стронов, «сегодня о покупателях этой сети еще ничего не известно. Однако теоретически можно предвидеть их появление». Он пояснил, что в настоящее время кинозал может стоить примерно $300 тыс., а через 3-4 года эта цифра способна увеличиться до $600 тыс. Европейские или американские компании, которые интересуются украинским рынком, охотно заплатят такую сумму. Кроме того, необходимо учитывать тот факт, что до момента продажи кинокомплекс будет работать, следовательно, окупать себя. «Это хороший бизнес», - подытожил эксперт.

ГЛАВНОЕ

Строительство кинокомплексов выгодно сегодня в первую очередь инвесторам и производителям кино и лишь потом - потребителю. Ведь, как утверждают эксперты, степень интереса последних к посещению кинотеатров сложно назвать обнадеживающей, учитывая украинский менталитет. Интерес в этом смысле проявляется разве что в праздники или же в случае проката кассовых фильмов. Эксперты уверены, что кроме цели «нести радость людям», строительство подобных объектов подразумевает либо их выгодную продажу, либо использование в качестве гарантированных точек сбыта собственной продукции.

 

 

Елена КОВТУН
СЕЙЧАС

comments powered by HyperComments

Последние