КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УКРАИНЫ?

25.11.2006 21:33

Президент Виктор Ющенко поставил перед Советом национальной безопасности и обороны ряд первоочередных задач. Среди них - подготовка Стратегии национальной безопасности, основанной на понимании долгосрочных национальных интересов, объективных геополитических и геоэкономических процессов и поиске оптимального места Украины в современном мире. Другой задачей определена подготовка новой военной доктрины.

Принятие Стратегии национальной безопасности и обороны содержится в статье 2 Закона «Об основах национальной безопасности Украины» , принятого в 2003 году.

Напомним, что один проект Стратегии уже существует, однако он до сих пор не утвержден главой государства.

Как заявил ранее глава парламентского комитета по вопросам национальной безопасности и обороны Анатолий Кинах (фракция «Наша Украина»), утверждение Стратегии позволит обеспечить эффективную деятельность национальных оборонных структур и спецслужб в условиях новых мировых вызовов (международный терроризм, рост потока незаконной миграции через Украину, наркоторговля, торговля людьми). Кроме того, это позволит привести Законы «Об основах национальной безопасности Украины», «О службе безопасности Украины» и Указ Президента «О Военной доктрине Украины» в соответствие между собой и со вступившей в действие конституционной реформой (см. «СЕЙЧАС», №211 от 10 ноября 2006 г.).

Эксперты, в свою очередь, отмечают, что одной из причин недостаточного уровня сотрудничества Украины и НАТО является отсутствие стратегии развития и построения системы безопасности, а также способов реализации национальных интересов. При этом нет четкого определения понятий «национальная безопасность» и «национальные интересы» (см. «СЕЙЧАС», №196 от 20 октября 2006 г.).

Издание «СЕЙЧАС» поинтересовалось мнением экспертов по поводу инициативы Президента относительно разработки Стратегии национальной безопасности и обороны и Военной доктрины.

Георгий Крючков, исполнительный секретарь общественно-политического объединения «Украинский форум»:
- У нас уже разрабатывается проект стратегии, подготовлен ее вариант. И дело тут вовсе не в том, что раз Президент сказал - значит, нужно сделать. Стратегия готова, ее нужно рассматривать и узаконивать. Это дело Президента. Что касается Военной доктрины, то она у нас уже принята. И я не понимаю, о какой новой доктрине говорил глава государства. Если мы собираемся воевать с Россией и поэтому доктрину нужно менять, то надо это делать. А поскольку у нас взят курс в НАТО при всемерном развитии отношений с Россией и другими государствами СНГ, то нам менять абсолютно нечего.

Николай Сунгуровский, директор военных программ Центра экономических и политических исследований им. Разумкова:
- Я считаю, что это положительный момент. Дело в том, что происходящий в настоящее время процесс реформирования сектора обороны должен быть комплексным, системным и заканчиваться каким-то результатом. То есть необходимо всем - и руководителям, и исполнителям - увидеть этот процесс и свое место в нем.

Существующий проект Стратегии национальной безопасности и обороны уже прошел обсуждение на профильном комитете. Я считаю, что это плюс руководству государства, поскольку оно начало обращаться именно к парламенту. Раньше такие документы проходили просто через Президента. А когда разработчики этих стратегических документов начинают думать о том, что под них нужен еще и бюджет, что необходима поддержка Верховной Рады, конкретных депутатов, чтобы они заранее увидели ресурсные потребности всего этого процесса, - тогда есть смысл говорить о реальном процессе. А иначе это опять будет филькина грамота.

В конечном варианте Стратегии национальной безопасности и обороны должно быть четко определено, в чем состоят наши интересы, как мы их собираемся защищать. В частности, в каком формате мы их должны защищать - будет это формат военного союза или активного нейтралитета.

Если мы идем в НАТО, то мы не должны забывать об окружении, в том числе о России. Это совсем не означает, что мы должны порвать с Россией. Но Москва сейчас, кстати, укрепляет свои отношения с НАТО намного быстрее и плодотворнее, чем Украина.

Олег Медведев, политтехнолог, вице-президент Украинской пиар-лиги:
- Я положительно воспринимаю заявление Президента, в частности, относительно обновления Военной доктрины. Насколько помню, Леонид Кучма под занавес своих президентских полномочий сделал с ней манипуляцию, вычеркнув оттуда пункт об интеграции с НАТО. Очевидно, обиделся на то, что его плохо приняли где-то в Европе.

Военную доктрину утверждает Президент как главнокомандующий Вооруженными силами. И я думаю, что для Ющенко это шанс через обновление военной доктрины послать положительный сигнал Западу, зафиксировав в нем стремление Украины вступить в Североатлантический альянс. В этом смысле Президенту нет необходимости оглядываться на мнение Виктора Януковича.

Что касается возможной реакции Премьер-министра - здесь трудно что-либо сказать. Думаю, что лидеры Партии регионов еще не один раз съездят в Москву и проконсультируются, как им вести себя в этом вопросе. Но, поскольку Янукович явно стремится поддерживать нормальные отношения с Западом, можно рассчитывать на то, что он не станет вести антинатовской кампании. И это уже, кстати, будет большой плюс по сравнению с прошлыми временами, когда Партия регионов была одной из участниц кампаний против НАТО. Даже нейтралитет «регионалов» в работе с общественным мнением по этому вопросу является положительным.

Александр Дергачев, ведущий научный сотрудник Института политических и этнонациональных исследований НАНУ:
- Сегодня, когда в парламенте хватает законодательных инициатив по пересмотру различных основополагающих документов в сфере внешней политики и политики безопасности, Президент намерен готовить некие контрпредложения, чтобы уточнять собственную позицию по данным вопросам. В конечном счете, эти документы (стратегия и доктрина. - «СЕЙЧАС») были в основном разработаны и одобрены при старом режиме. Они довольно сбалансированные, и даже в них есть положения, которые приходится защищать. Имеются в виду положения, связанные с выбором в пользу европейской и евроатлантической интеграции. Одновременно они должны быть приспособлены к новым политическим реалиям. И вот тут я не уверен, что сегодня есть возможность принять качественно новые документы по данному направлению вне структур СНБО, поскольку большинство в Верховной Раде если и будет настроено что-то менять, то только в обратном направлении. Для Президента, наверное, основным вариантом должна быть защита существующих положений. Это можно делать путем круглых столов с представителями различных политических сил, руководителями фракций. Если этого недостаточно - прибегать к праву вето на парламентские законопроекты, направленные на ревизию евроатлантического курса.

Юрий Щербак, директор Центра глобальных и региональных исследований при Национальном университете «Киево-Могилянская академия»:
- Постановка вопроса о необходимости стратегии национальной безопасности и обороны, несомненно, правильна - несмотря на то, что считается, будто у нас есть такая стратегия. Я думаю, Президент понимает, что, поскольку все постулаты нашей стратегии нацбезопасности и международной политики подвергаются сомнению и ревизии, он поднял вопрос об их закреплении. Но я боюсь, что это станет очередным «универсалом», который ничего не закрепит - этакий размытый документ, допускающий множество толкований.

Нужно наконец-то подумать о переходе от принципа защиты территории к принципу защиты интересов. Конечно, это требует больших ресурсов, мощных вооруженных сил, сильной экономики. Полностью данный принцип могут реализовать только супердержавы. Украина - средняя и бедная страна, и она пока что не может позволить себе защиту своих интересов по всем фронтам. Но нельзя ограничиваться лишь собственной территорией. Наши интересы существуют по всему миру. И нужно ставить этот вопрос, нужно формулировать, обосновывать его: где есть украинские интересы за границей? Например, мировое украинство: входит ли оно в сферу интересов украинского государства? Несомненно, входит. И мы должны защищать украинцев независимо от того, живут они в Украине или в других странах. Так делают и Франция, и Германия. Россия вообще провозгласила этот принцип в качестве доктрины. И украинские лидеры должны нам четко сказать, где и в чем состоят наши национальные интересы за пределами Украины. Сначала, конечно, провести дискуссию на уровне специалистов, обсудить спорные вопросы, потом определить доктрину и продвигать ее.


Юрий Рудницкий

СЕЙЧАС

comments powered by HyperComments

Последние