ПРЕМЬЕР РЕШИЛ "СБИТЬ" ЦЕНЫ НА ТОВАРЫ И УСЛУГИ ПОСЛЕ НЕЗНАЧИТЕЛЬНОГО ПАДЕНИЯ ЦЕН НА БЕНЗИН

03.11.2006 20:34

Виктор Янукович поставил на недавнем заседании правительства вопрос о снижении цен на товары народного потребления в связи с падением мировых цен на нефть и нефтепродукты. К вопросу подключен Антимонопольный комитет. Минтранс уже объявил о намерении инициировать снижение тарифов на автомобильные перевозки. Однако правительство рассчитывает на договоренность с нефтетрейдерами относительно очередного снижения цен на топливо.

 

Премьер-министр обратил внимание на несоответствие цен на товары народного потребления ценам на нефтепродукты. При том, что только в течение октября розничные цены на нефтепродукты упали в среднем по стране на 6,4%, цены на потребительские товары сохранились без изменений. В этой связи Янукович поручил Минэкономики и Минтрансу изучить возможность снижения цен на потребительские товары и подготовить данный вопрос на рассмотрение к следующему заседанию Кабмина на будущей неделе.

Напомним, что в августе Кабмин и ведущие топливные трейдеры, работающие на украинском рынке, подписали «Меморандум о партнерстве между Кабинетом министров Украины, а также предприятиями и компаниями, осуществляющими деятельность на внутреннем рынке нефти и нефтепродуктов». Меморандум содержит список обязательств как со стороны Кабмина, так и со стороны нефтепереработчиков и трейдеров относительно выработки принципов ценовой политики. Одним из пунктов документа предусматривается, что оптовые и розничные цены на бензин и дизтопливо должны соответствовать изменениям мировых цен на нефть и нефтепродукты, а также курсу национальной валюты.

Со второй половины августа мировые цены на нефть начали падать. Эта же тенденция сохраняется и сейчас. По данным агентства Bloomberg, причиной является рост коммерческих запасов сырой нефти в США. Поэтому еще в начале октября вице-премьер по вопросам ТЭК Андрей Клюев сообщил о договоренности, достигнутой между правительством и нефтетрейдерами о поэтапном снижении цен на светлые нефтепродукты (на бензин А-95 - до 4,1 грн. за литр, на дизтопливо - до 3,95 грн. за литр, на бензин А-80 - до 3,8 грн. за литр).

В настоящее время средняя цена бензина в Украине колеблется в рамках 3,8-4 грн. за литр.

Однако правительство поставило вопрос о необходимости договориться с трейдерами ГСМ насчет еще одного снижения цен на горючее. Одновременно Кабмин дал поручение Антимонопольному комитету поставить на контроль процесс снижения цен.

По сообщению пресс-службы АМК, Комитет уже разработал ряд мер по урегулированию цен на товары и услуги, в стоимость которых заложена цена горючего. Речь идет прежде всего о продовольственных товарах и пассажирских перевозках. Структурам хозяйствования, доминирующим на социально значимых рынках, рекомендовано «немедленно пересмотреть цены на свою продукцию адекватно снижению топливных затрат». Эта рекомендация касается также тех товаров и услуг, цены на которые регулируются местными органами власти. АМК заявил, что намерен требовать экономического обоснования устанавливаемых цен. На тех, кто отказывается от пропорционального пересмотра цен, АМК намерен собирать информацию, а нарушителей конкурентного законодательства привлекать к ответственности.

Первым отреагировало Министерство транспорта и связи. Глава министерства Николай Рудьковский уже выступил с инициативой снижения тарифов на автомобильные перевозки. Ожидается, что сегодня он встретится по этому вопросу с руководителями автопредприятий.

Экспертная оценка данных шагов Кабмина неоднозначна. Исполнительный директор консалтинговой компании UPECO Сергей Куюн считает, что, если есть возможность проводить определенную оптимизацию ценовой политики, «это, конечно, нужно делать, потому что это в наших с вами интересах как потребителей». «Сейчас, когда у нас два месяца идет снижение цен на топливо, теоретически рынку товаров промышленного потребления пора уже отреагировать соответственно. Но мы этого не видим. Между тем, опыт показывает, что реально имеют место случаи ценовых злоупотреблений. И я считаю, что этому вопросу действительно нужно уделять внимание», - заявил эксперт в комментарии для «СЕЙЧАС». Однако, по его мнению, это нужно делать деликатно, с учетом затрат на топливо в структуре себестоимости продукции в каждой отдельно взятой отрасли. «Не подходить к вопросу фрагментарно - мол, сегодня у вас образовалась такая большая маржа, а отслеживать ее изменения за определенный период, за несколько лет. Надо вести с бизнесом разъяснительную работу, а не просто делать заявления на политическом уровне», - отметил Сергей Куюн. При этом эксперт не рискнул определить точный показатель снижения цен на товары и перевозки. Однако он не исключает, что нынешние усилия Кабмина по снижению цен на потребительские товары и услуги могут быть сведены на нет возросшей ценой на импортный газ, при определении которой не была учтена тенденция падения мировых цен на нефть. «Это будет означать, что некоторые товары останутся на прежней стоимости, хотя и не будут расти в цене», - резюмировал исполнительный директор консалтинговой компании UPECO.

Президент Центра антикризисных исследований Ярослав Жалило приветствует действия АМК в контексте пресечения монопольного поведения, но отмечает, что сам масштаб снижения цен на топливо в Украине не так уж велик, а посему говорить о каком-то его радикальном влиянии на цены и тарифы было бы преувеличением. «К тому же если взять большинство отраслей, то часть нефтепродуктов в их себестоимости низка, за исключением химической промышленности. Во всех остальных - это 2-5%», - напомнил эксперт в комментарии для «СЕЙЧАС». С другой стороны, он считает что проявления монопольного поведения нужно расследовать с привлечением антимонопольного законодательства, и это не зависит от стоимости нефтепродуктов или решения правительства. В то же время Ярослав Жалило призвал помнить, «что у нас рыночная экономика, и ценообразование должно быть рыночным». Поэтому, по мнению эксперта, если установившийся уровень цен на товары и услуги находится в рамках баланса спроса и предложения, то «некорректным является требовать от тех же производителей услуг какого-то экономического обоснования».

«Другое дело - услуги, предоставляемые природными монополиями. Например, услуги городского общественного транспорта. Если речь идет о муниципальном транспорте, там тарифы должны быть регулируемыми. А что касается рыночных услуг - то я, честно говоря, слабо представляю, на каких правовых основаниях можно требовать снижения цен», - заключил г-н Жалило.

ГЛАВНОЕ

Надо отдать должное нефтетрейдерам - они условия августовского Меморандума выполняют. Но дополнительное требование правительства о понижении цены на бензин и дизтопливо выглядит чрезмерным. Равно как и требование о понижении цен на товары народного потребления и услуги транспорта, выдвинутое без предварительного диалога с бизнесом, без анализа ситуации, без выработки компенсирующих механизмов. При том, что реальная доля горючего в ценообразовании на товары народного потребления достаточно мала. При всей необходимости наведения порядка в ценообразовании привлечение АМК выглядит как возвращение к административному регулированию экономики. Таким образом, заявление Виктора Януковича о необходимости привести цены на товары в соответствие с ценами на бензин и дизтопливо выглядит в значительной степени как политическая декларация.

 

Юрий РУДНИЦКИЙ
СЕЙЧАС

comments powered by HyperComments

Последние