РАСПРОСТРАНИТЕЛИ ПРЕССЫ ВИДЯТ В НЫНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ КИЕВРАДЫ ПОПЫТКУ ПЕРЕДЕЛА РЫНКА В ПОЛЬЗУ КРУПНЫХ СЕТЕЙ

31.10.2006 17:01

Повышение в несколько раз тарифов на аренду коммунальной собственности, предусмотренное решением Киеврады в сентябре, вызвало бурную волну протеста среди распространителей прессы. Ситуацию можно было бы назвать вполне закономерной, если бы недовольство касалось лишь дополнительных издержек за аренду. Учитывая же его масштабы (в конечном итоге Ассоциация распространителей прессы Украины и Фонд поддержки независимой прессы в Украине провели забастовку, прекратив продажу прессы на 2 часа), сами распространители стали признаваться, что во всем этом присутствует еще и попытка перераспределения всего рынка распространения прессы.

Причем государство взялось за дело достаточно серьезно, прибегнув сразу же к нескольким мерам. «Политика Киеврады направлена на передел собственности, - рассказал изданию «СЕЙЧАС» председатель профсоюза предпринимателей метрополитена Виталий Шелапов. - Проблема заключается якобы во внешнем виде существующих точек продаж, который планируют преобразовать, проведя конкурс на установление нового вида. На самом деле таким образом на смену уже существующим распространителям придут новые, благодаря которым доходы от распространения обретут новое направление. Механизм такого передела, по мнению г-на Шелапова, четко доказывает, что поведение самой Киеврады осталось прежним. На сегодняшний день не было реализовано ни единого ее обещания касательно проекта реконструкции, не создано никакой рабочей группы, а потому можно ожидать развитие сценария, подобного с киоском «Пресса» на станции метро «Кловская»: «Зачем менять существующий вид, почему не реализовать проект железных конструкций в метро для киосков. Все только сносится для других заинтересованных лиц. Вместо демонтированного киоска «Пресса» появилась совершенно иного профиля точка продаж. То есть снова все дело в земле», - поясняет г-н Шелапов.

 

Ситуация с киосками и лотками в метро действительно вызывает наибольшие дискуссии. Территория, обладающая наибольшей пропускной способностью, а потому приносящая достаточную прибыль, уже не раз становилась камнем преткновения. Передел рынка, о котором говорит г-н Шелапов, начался еще при прежней мэрии, а сейчас лишь обостряется. «Самые большие дискуссии ведутся о метро, - рассказал изданию «СЕЙЧАС» председатель независимого медиапрофсоюза Украины Сергей Гузь. - Сегодня происходит вытеснение лоточников, которым предлагают перебраться в павильоны. Однако это значительно дороже, нужны инвестиции, и потому их место занимают те, у кого есть деньги. По мнению г-на Гузя, проблему можно было бы объяснить лишь борьбой частного капитала и законами рынка, если бы не некоторые административные меры, подыгрывающие одним бизнесменам, у которых достаточно денег для выкупа земли, и противодействующие другим. При такой выборочной позиции Киеврады в невыгодном положении остаются мелкие реализаторы.

Подобная политика достаточно ярко прослеживается в и без того сложной процедуре получения разрешения для установки одного киоска, которая в последнее время стала заметно усложняться - вплоть до невозможности перезаключения договора аренды. «Безусловно, в процессе развития города прокладываются новые инженерные сети и коммуникации, и можно предположить, что прежде пригодное для киоска «Пресса» место следует освободить, - рассказала изданию «СЕЙЧАС» президент Фонда поддержки независимой прессы в Украине Марина Клюсова. - Но, вместо того чтобы найти новое место киоску, мэрия рассматривает вопрос лишь о его демонтаже. При существующей разрешительной системе порядка 40 согласований мы обязательно спотыкаемся на каком-то этапе и не можем получить разрешение или перезаключить договор». В подобной ситуации распространители не исключают, что появившиеся проволочки - прямой результат целенаправленной политики вытеснения. Лишним поводом к подобного рода подозрениям служит заявление Киеврады о той же реконструкции внешнего вида киоска и увеличении точек продаж с 1,5 тысяч до 5 тысяч, а также создании муниципального предприятия распространения прессы. По мнению г-жи Клюсовой, такие заявления не только направлены на то, чтобы скрыть глубинные корни проблемы передела, обратив внимание общественности на градостроительную политику Киеврады, взявшуюся увеличить точки продаж, но и не имеют под собой оснований: «Во-первых, в городе существует только порядка 800 точек распространения прессы. С другой стороны, при заявленных планах на их увеличение остается невыясненным вопрос, где государство возьмет порядка 20-25 млн. грн. только капитальных вложений, ведь об этом нет речи в бюджете?» - недоумевает г-жа Клюсова. Распространители не против появления еще одного игрока на рынке, тем более что он покрыт всего лишь на 20%. Однако распространители не сомневаются, что создание именно муниципального предприятия на фоне тех обострившихся сложностей повышения тарифов и перезаключения договоров - это попытка монополизации рынка. «Ведь этому же предприятию, как и другим частным распространителям, придется проходить ту же процедуру оформления. Можно лишь догадываться, как оно сможет решить все существующие проблемы с арендой земли в договорных отношениях с Киеврадой», - недвусмысленно отмечает г-жа Клюсова.

Концентрация розничных продаж в крупных компаниях может привести к их отказу от тех или иных изданий вообще, утверждают специалисты

Действительно ли такое предприятие претендует на монополизацию рынка распространения прессы и происходит ли его передел по инициативе государства - сегодня на этот счет так и нет четкого мнения. Специалисты по-разному видят нынешнее положение дел и возможные варианты развития спора. Что касается вида киосков, то в Украине уже не раз поднимался вопрос, как и где продается пресса . Ведь зачастую в киосках под вывеской «Пресса» главный продукт занимает не более 50% витрин и прилавка. Остальное - книги, бытовые мелочи, канцтовары, сигареты и пр. «Такая ситуация оказывает прямое влияние на ассортимент. Украинские розничные сети (ввиду жестко ограниченной площади под торговлю прессой) стараются не брать в продажу издания», - рассказал изданию «СЕЙЧАС» генеральный директор Украинской ассоциации издателей периодической прессы Алексей Погорелов. Особенно трудно попасть в розницу молодому и специализированному изданию - от него всегда требуют платы за вход в сеть. Целый ряд сетей берут плату за сортировку нереализованных тиражей. В этой ситуации издатель, то есть производитель товара, оказывается просителем, продавец, то есть тот, кто оказывает услугу, владеет положением и диктует свои условия. По мнению г-на Погорелова, розничная торговля прессой в подавляющем большинстве случаев убыточна. Ее издатели дотируют из денег, полученных от продажи рекламных площадей. А в результате читатель получает издания, зависимые от рекламодателя. Им ведь невыгодно работать просто для читателя. Продажа тиража для них - убыточное дело. С такой точки зрения приход новых игроков на рынок даже в лице государства благоприятно скажется на рынке СМИ.

Однако, с другой стороны, подобные изменения могут иметь и противоположный результат. Вытеснение мелких распространителей (работающих на лотках и выкладках) более крупными сетями может сказаться на ценах реализации ввиду подорожания аренды при переходе на павильонную продажу. «Однако главная проблема в том, что в стране нет законодательства, регулирующего правила доступа издания на розничный рынок, - говорит г-н Гузь. - У нас уже сегодня есть жалобы изданий на то, что некоторые частные фирмы отказываются реализовать их продукцию». По мнению г-на Гузя, концентрация розничных продаж в крупных компаниях может привести к их отказу от тех или иных изданий вообще. «Причина может быть не только в экономической невыгодности, если издание продается малым тиражом. У распространителей появится возможность искусственно влиять не только на ценообразование на рынке СМИ, но и на рынок СМИ как рынок носителя политической информации. То есть к рискам монополизации рынка добавляются риски политические».

Таким образом, в борьбе за право на то, чтобы быть представленным на полке крупного павильона под вывеской «Пресса» и одновременно не потерять своего читателя при достаточно высоких тарифах на аренду земли распространителем, вполне возможна ситуация, когда издательство будет вынуждено менять политику взаиморасчетов с распространителями при установлении цены на продукт. Распространитель, увеличивая плату за свои услуги, будет заставлять издание либо повышать розничные цены на свой продукт, либо снижать оптовые цены.

ГЛАВНОЕ

Реакцией на сентябрьское постановление Киеврады о повышении тарифов на аренду коммунальной собственности, а также препятствием города в перезаключении договоров аренды стала 2-часовая забастовка порядка 550 точек продаж прессы. Как оказалось, распространители прессы неспроста так бурно отреагировали на политику Киеврады. Повышение тарифов - лишь один из методов, по мнению распространителей, в попытке передела рынка. Следующим этапом вполне может стать проект создания муниципального предприятия распространения прессы. Однако решающим ударом по частным распространителям может оказаться план реконструкции мест продажи прессы, когда на место существующих киосков и лотков должны будут прийти сооружения новой архитектурной формы. Учитывая практику проведения конкурсов, распространители подозревают, что таким образом в столице останутся несколько крупных монополистов.

 Иван Самойленко

Сейчас

comments powered by HyperComments

Последние