В УКРАИНЕ СЕРВИС ПО АРЕНДЕ АВТОМОБИЛЕЙ УВЕРЕННО НАБИРАЕТ ОБОРОТЫ. ОДНАКО МНОГИМ ЕГО УСЛОВИЯ ПОКА НЕ ЗНАКОМЫ

20.07.2006 11:17

Специалисты констатируют, что спрос на услуги по прокату автомобилей с каждым годом увеличивается. Однако если в России этот рынок уже насытился, то у отечественного сервиса еще есть возможности для роста. Возникшая в СССР по инициативе Никиты Хрущева услуга в свое время не прижилась, поскольку советские граждане зачастую снимали с арендованных автомобилей запасные части.

Возрождение данного вида сервиса в Украине пришлось на середину 1990-х годов. Тогда же и появились первые представительства известных зарубежных компаний. Позже и отечественные фирмы стали специализироваться на предоставлении подобного вида услуг. Однако на сегодняшний день спрос по-прежнему превышает предложение. Это происходит не только за счет гостей из-за границы. Уже сегодня в Украине появилась прослойка граждан, нуждающихся в этом сервисе и способных платить за него. Например, прокат авто может понадобиться на случай временного отсутствия собственного транспортного средства или во время поездки в другой город.

На отечественном рынке образовалось два типа фирм, оказывающих данные услуги. С одной стороны, это компании, ориентированные на иностранных клиентов, с другой - предприятия, сервисом которых пользуются в основном украинцы. Причем первая группа фирм работает, как правило, с использованием отношений франчайзинга (передача прав на торговую марку, изобретения, коммерческую тайну, а также коммерческого опыта и репутации). Причем иностранные туристы, как правило, обращаются в агентства, бренды которых известны у них на родине. Например, в России давно распространены такие известные западные rent-a-car, как Europcar, Budget, Avis, Sixt. В Украине активно работает компания Avis.

Однако приемы, применяемые в обслуживании клиентов фирмами - представителями как первой, так и второй групп, примерно одинаковые. Например, практически все используют так называемую франшизу, или залоговый депозит. Под этим подразумевается сумма, которую клиент передает автосалону в качестве обеспечения своих обязательств по возмещению причиненного вреда или на случай невыполнения условий договора аренды транспортного средства (например, задержка возврата автомобиля после окончания срока проката). Некоторые отечественные компании называют эту сумму также авансовым платежом по оплате услуг проката. В любом случае, размер этой суммы всегда фиксированный и уплачивается до вручения авто клиенту. По окончании срока проката эта сумма возвращается клиенту. Однако возможен частичный возврат.

Ведь именно из этих денег фирма-прокатчик удержит средства, необходимые для ремонта повреждений, возникших во время проката. Несмотря на то что все сдаваемые в прокат авто, как правило, застрахованы и страховые компании должны обеспечить ремонт любой царапины, фирмы-прокатчики в данном случае исходят из презумпции вины клиента за возможные повреждения. Поэтому в случае нанесения каких-либо повреждений фирма-прокатчик все равно удержит часть этой суммы в качестве компенсации возможных предпринимательских рисков. При этом размер франшизы (залогового депозита, аванса) является тем пределом, больше которого с клиента удержано быть не может, даже если сумма ущерба многократно превышает размер залога.

Также примерно одинаковы у всех фирм требования к клиентам и предъявляемым документам. Как правило, для заключения договора аренды необходимы водительские права и паспорт. Помимо этого, проверяется водительский стаж и возраст клиента. В частности, в предоставлении авто может быть отказано, если клиент имеет менее двух лет водительского стажа и если он не достиг 21-летнего возраста.

Стоимость проката автомобиля будет зависеть от трех факторов: модели автомобиля, срока аренды и месторасположения прокатной организации. Отечественные фирмы в состоянии предложить широкий модельный ряд - от «запорожцев» до «мерседесов». Кроме того, в стоимость услуги может быть включен дополнительный сервис. Например, доставка автомобиля к аэропорту и отгон его из указанного клиентом места.

В разговоре с изданием СЕЙЧАС директор львовской прокатной компании «АВТО-Драйв» Алексей Дацив оценил возможности отечественного рынка проката автомобилей как безграничные. «Мы не страдаем от отсутствия спроса, так как рынок Львова и региона далеко не насыщен. В той же России в Интернете можно найти десятки фирм, предлагающих услуги проката. У нас же этот бизнес пока находится в стадии становления. Что касается работы с клиентами, то наши требования стандартны. Авансовый платеж - 16000 грн. Клиент должен иметь водительский стаж не менее двух лет. Должны быть предъявлены паспорт, идентификационный код и водительские права. У нас практически не возникают конфликты с нашими клиентами. Перед тем как выдать авто, мы просим относиться к нему так же бережно, как к своему собственному. Многие следуют нашему совету. В результате и клиенты довольны, и наши интересы не страдают».

ГЛАВНОЕ

Чтобы воспользоваться услугой проката, необходимо соблюсти следующие нехитрые правила:

1) подготовить паспорт, идентификационный код и водительское удостоверение;

2) изучить требования конкретной фирмы-прокатчика, уточнить размер авансового платежа (франшизы, залога) за арендуемый автомобиль, а также выяснить, в каких случаях придется нести ответственность перед фирмой за счет этих денег (эти требования могут быть ничем не оправданы);

3) в том случае, если будет выдан автомобиль с повреждениями, лучше настоять на составлении описи дефектов (как снаружи машины, так и внутри).

И только уладив все формальности, можно садиться за руль авто и смело отправляться в путь. Есть тут, правда, одно «но». Автомобиль необходимо вернуть в оговоренный срок. Просрочка грозит уменьшением авансовой (залоговой) суммы, которую фирма должна возвратить по окончании срока проката

 

СЕЙЧАС

comments powered by HyperComments

Последние